О «свежих» новостях с рынка крупных банковских слияний рассказал на своей странице в Facebook заместитель исполнительного директора от Украины в МВФ Владислав Рашкован.

Societe General

Финансовый конгломерат Societe Generale продолжает планомерный выход с рынков, которые не являются для него ключевыми. В первую очередь это касается стран Центрально-Восточной Европы:

  1. OTP Bank покупает Mobiasbanca Societe Generale в Молдове.
  2. OTP Bank также покупает Societe Generale в Черногории.
  3. Австрийский банк Steiermärkische Sparkasse (Erste Group) покупает у Societe General банк Ohridska Banka в Македонии.
  4. В прошлом году французская группа уже продала OTP свои банки в Албании, Болгарии и Сербии.

Также Societe Generale в начале этого года продал локальному банку ABSA свое подразделение, которое занималось кастоди, ценными бумагами и клирингом в Южной Африке. А в середине прошлого года продал свой private bank в Бельгии голландскому ABN Amro.

Deutsche Bank + Commerzbank

В воскресение Deutsche Bank и Commerzbank объявили о начале формальных переговоров о слиянии, о чем написали все ведущие мировые издания. Почему это важно?

В 2016 году МВФ назвал Deutsche Bank «world’s biggest potential risk among peers to the financial system», то есть потенциально самым рискованным среди глобальных системообразующих банков для мировой финансовой системы. Уже тогда были слухи о потенциальном объединении этих двух банков. Но в 2016 году Deutsche Bank отказался от идеи и занялся внутренней реструктуризацией, несколько попыток которой оказались неудачными и стоили позиций многим топ менеджерам

На фоне снижения курсов акций обоих банков, в июне прошлого года слухи о потенциальном консолидационном проекте возобновились. Говорят, к сделке подталкивали власти Германии – Берлину важно иметь сильного национального банковского чемпиона, чтобы финансировать экспортно-ориентированную экономику. Я писал об этом в 2018 году. При этом говорят, что два крупных акционера DB считают сделку не ко времени.

Почему Commerzbank?

Дело в том, что государство и так владеет там 15% акций, как результат национализации после кризиса 2008 года. Следовательно, государство может немного диктовать свою волю менеджменту банка.

Как будет выглядеть объединенный банк?

  • Приблизительно 1.8 трлн евро активов, Фактически это будет третий банк в Европе после HSBC и BNP — капитализация 25 млрд евро.
  • 20% ритейл рынка Германии.
  • Всего 140 тыс. сотрудников: 91,700 в Deutsche Bank и 49,000 в Commerzbank.

Какие риски?

Во-первых, профсоюзы уже против. Сделка предполагает увольнение около 30 тыс. сотрудников объединенного банка, в основном в Германии. Борьба будет нешуточной.

Во-вторых, есть риски интеграции. Commerzbank давно работает с малым и средним бизнесом Германии, в то время как Deutsche Bank считается оплотом империализма, который сфокусирован на мировом господстве, а не на проблемах немецких бюргеров.

В-третьих, сделка потребует раскрытия всех скелетов в шкафах — типа инвестиции в итальянские госбумаги и адекватное отражение в учете проблемной задолженности. Так что мы еще можем увидеть изменение финансовых результатов банков до сделки.

В результате потенциальной сделки государство получит большую долю в крупнейшем банке страны – не очень желательный феномен для рыночной немецкой экономики. Особенно принимая во внимание, какую роль Deutsche Bank играет на международной арене.

Правления встретились 18 марта, представители набсоветов банков — 21 марта. Думаю, нас ожидает интересная весна – будет много новостей об этой сделке.