Подробней о прогнозах МВФ на своей странице в Facebook написал Владислав Рашкован. «Минфин» сократил.
МВФ прогнозирует рост мировой экономики в 2019 году на уровне 3.5%. Не мало, но ниже, чем в 2018 году (предварительные оценки: 3,7%) и ниже, чем прогнозировалось в октябре 2018 года (3.7%). 2020 год тоже планируется хуже, чем ожидалось раньше. И это при том, что в октябре 2018 МВФ уже пересматривал рост в сторону снижения.
Надежды на факторы, которые могли привести мировую экономику к более высокому росту не оправдались совсем, а все потенциальные риски, наоборот, материализовались. Так что тучи сгущаются.
Основные причины снижения роста
1. Негативный эффект от тарифной войны между Китаем и США уже значительно повлиял на снижение международной торговли (находится на уровне ниже показателей 2017 года). Неопределенность будущих политик этих двух держав увеличивает риски в будущем, несмотря на заверения Дональда Трампа и Си Цзиньпина.
Экономика Китая, вторая по величине в мире, и без негативного эффекта от торговли показывает охлаждение в 2018 году: буквально вчера официальный Пекин показал рост 6.5% в третьем квартале, что было ниже прогнозов, а также худшим показателем Китая с начала 2009 года. Китайский рынок ценных бумаг в 2018 году показал падение — Shanghai composite снизился на 24.6% — худший показатель с окончания Мирового финансового кризиса. Не стоит упоминать, насколько показатели Китая влияют на все азиатские рынки. Риск того, что экономика Китая будет и дальше расти меньшими темпами (а также ниже консенсус-прогноза) также увеличивается.
2. Brexit «no deal» – еще один потенциальный ужас 2019 года: Марк Карни, Глава Банка Англии, считает, что эффект от Brexit в худшем варианте может достигать 8% ВВП за 15 лет, фунт потеряет 25% стоимости, а также это приведет к снижению на треть цены на недвижимость в Британии. Неделю назад Тереза Мэй, Премьер-Министр Великобритании, потерпела сокрушительное поражение в Британском парламенте — ее план выхода из ЕС не был поддержан.
Почему это является проблемой? Во-первых, фактически Британия и ЕС окажутся в законодательном лимбо – не понятно, по каким законам им сотрудничать между собой. Во-вторых, Британия не будет частью Общего рынка, и торговля между Британией и ЕС теперь будет проводиться по нормам ВТО: появятся границы со всеми атрибутами тарифов, квот и таможен.
Выход Британии из ЕС очень негативно повлияет на страны ЕС, в первую очередь на Ирландию, Нидерланды, Данию, Бельгию и т.д. Как результат, прогноз для ЕС тоже не утешительный: рост в 2019 году планируется всего на уровне 1.6% (на 0.3 процентных пункта ниже, чем планировалось в октября, и ниже, чем 1.8% в 2018 году). При этом рост будет снижен и в Германии, и в Италии, и Франции – основных экономиках Старого света.
В целом МВФ ожидает снижение роста развитых экономик с 2.3% до 2.0% в 2019 году, а развивающихся экономик – с 4.6% до 4.5% (в октябре 2018 года МВФ прогнозировал увеличение роста emerging markets на 4.7%).
Какие еще есть проблемы
Цены на нефть были очень волатильны, начиная с августа прошлого года, в основном из-за отношений США и Ирана, но также из-за снижения глобального спроса. В целом рынки ожидают, что цена барреля нефти будет находиться на уровне 55 долл. США (прогноз МВФ: 60 долл.) в течение следующих 4-5 лет, что окажет негативное влияние на страны, зависимые от экспорта энергоресурсов. Цены на металл и продукцию сельского хозяйства также снизились из-за более низкого спроса в Китае. МВФ ожидает снижение цен на металл в 2019 на уровне 7.4%. Это уже негативно и для Украины тоже.
Второй проблемой является ухудшение условий на финансовых рынках, как в развитых, так и в развивающихся экономиках. Повышение учетной ставки Федеральной резервной системы привело к росту стоимости заимствований во всем мире (Украина это почувствовала в 2018 году). В 2019 году FED продолжит поднятие, хотя, скорее всего, уже не такими быстрыми темпами.
На развивающихся рынках финансовые условия также значительно ухудшились. Но как указывает МВФ, здесь четко видна дифференциация стран. Во многих странах спреды к бумагам США выросли, отражая возрастающие риски и более осмотрительную стратегию инвесторов в госбумаги. При этом спреды выросли больше в странах, где долг к ВВП находится в более рисковой зоне. Но в целом тренд сейчас понятен: инвесторы снижают свои вложения в рисковые активы, и развивающиеся страны в 2019 году будут продолжать наблюдать отток капитала. Как результат ухудшения настроений на рынках, Центробанки Чили, Индонезии, Мексики, Филиппин, России, Южной Африки, Таиланда повысили учетные ставки в 2018 году, что позволило им уменьшить давление на курс своих национальных валют.
Инфляция во многих странах остается под давлением, а рост долга настораживает МВФ. Очень также настораживает, что Центробанки по всему миру оказываются слабо подготовленными к потенциальному кризису. После снижения ключевых ставок в кризис 2008-2009 года, Центробанки немного уснули и проспали момент, когда эти ставки надо обратно поднимать (чтобы в том числе создать буфер для будущего снижения во время кризиса). Некоторые банки (как FED) начали это делать быстрыми темпами, и таким образом сейчас замедляя рост, который и так замедляется.
Главам стран это не нравится, и в 2018 году мы уже видели, как эти самые главы посягали на независимость центральных банков, например, в Турции или Индии. А некоторые Центробанки (например, в Китае), так ставки и не поднимали, а наоборот снижали, а также снижали резервные требования для банков, но это все равно не оживляло экономику. Так что проблема может быть в том, что во время следующего кризиса, у центральных банков в руках не окажется нужных инструментов для преодоления проблемных явлений. И что с этим делать, пока не очень понятно.
И что, ничего нельзя сделать?
Можно. Надо совместными силами, и на глобальном, и на локальных рынках, работать над повышением среднесрочного инклюзивного роста. Надо уходить от торговых войн и возвращаться к международному сотрудничеству.
На локальном уровне правительствам стран рекомендуется работать над повышением производительности труда, повышением вовлечения более широких слоев населения в работу (например, женщин и молодежи), обеспечивать достаточный и равный доступ к социальным благам, особенно в период структурных реформ.
Центробанкам – работать над снижением и «заякореванием» инфляционных ожиданий основных экономических игроков, а также над сохранением плавающего курса валют, который может абсорбировать негативные последствия глобального кризиса.
Министерствам финансов надо озаботиться созданием фискальных буферов на случай потенциального кризиса, а также более осмотрительно относиться к заимствованиям.
2019 год точно будет интересным годом. МВФ призывает быть не наблюдателем, а активно работать над тем, чтобы следующий кризис (цикл которого точно наступит однажды) мы встретили во всеоружии, а затем снова начали работать над усилением устойчивого роста.