С тех пор география полетов значительно расширилась. А к лету 2019 года Ryanair обещает выполнять полеты из Украины по 22 маршрутам в 11 стран.
Коммерческий директор Ryanair Дэвид О’Брайан рассказал «Минфину» о перспективах украинского рынка авиаперевозок, новых маршрутах из Европы и как авиакомпании конкурируют за украинских пассажиров.
— Оправдались ли ваши ожидания от выхода на рынок? Могли бы вы поделиться первыми итогами?
— Да, мы очень довольны первыми результатами, они всецело оправдывают наши расчеты. Загрузка на самолетах, которые летают между Украиной и Евросоюзом, превышает 90%—это отличный результат. Тем более, на совершенно новом для нас рынке.
Поэтому мы объявили о расширении своей программы полетов на лето 2019 года и добавим 5 новых направлений из Киева. Всего летом 2019 года Ryanair будет выполнять полеты из Украины по 22 маршрутам в 11 стран (без учета рейса Вена-Киев дочерней авиакомпании перевозчика—Laudamotion—ред).
— Сколько вы перевезли пассажиров на украинских рейсах? Аэропорты Борисполь и Львов неофициально называют цифру 50 и 25 тысяч пассажиров за первый месяц полетов — она корректна?
— Мы пока не подводили итоги. Предпочитаем говорить об итогах сезона—года. Возможно, ваши цифры близки к действительности. В целом в 2019 году мы планируем перевести на маршрутах из Львова 240 тысяч пассажиров и 850 тысяч пассажиров в Борисполе. То есть планы на следующий год — свыше 1 млн пассажиров. В 2020 году мы планируем удвоить эту цифру — 2 млн пассажиров. Я думаю, за несколько лет Ryanair с легкостью может достичь показателя в 5 млн пассажиров в год на украинских маршрутах.
— Сталкивались ли вы с какими-то проблемами после выхода на рынок, в том числе, со стороны властей?
— Все хорошо. Мы чувствуем очень сильную поддержку украинских властей.
— Вы говорили, что целый ряд западноевропейских государств не дает вам летать из своих аэропортов в Украину — с чем это связано?
— Действительно, мы столкнулись с препятствиями по открытию новых рейсов в Украину. Причина — нечестная протекция некоторых европейских авиакомпаний со стороны авиационных властей некоторых западноевропейских стран.
Дело в том, что Германия, Франция и Италия не желают, чтобы из их аэропортов в Украину выполнялось больше дешевых рейсов авиакомпании Ryanair. Большие западноевропейские государства очень любят учить маленькие страны, такие как Ирландия или Украина, как должен выглядеть и функционировать открытый рынок. При этом они далеко не всегда сами открывают свои рынки. Так, мы хотели открыть полеты в Украину из Рима, Милана, Венеции и Пизы, куда мы очень активно летаем, но итальянское правительство отказалось предоставить нам такое право. Это объяснили тем, что перед этим такое право получила итальянская компания, которая выполняет полеты на двух арендованных самолётах. Юридически ее и авиакомпанией трудно назвать.
— Как вы думаете решать эту проблему?
— Мы обжаловали такое решение авиационных властей Италии в суде и сейчас ждем положительного ответа. Возможно, он решит проблему и украинским пассажирам откроются новые возможности.
Но, конечно, чтобы кардинально решить такие проблемы, Украине надо, наконец, присоединиться к Единому европейскому авиапространству. Тогда у авиационных властей европейских стран не будет возможности так брутально защищать коммерческие интересы авиакомпаний.
Мы будем и дальше регулярно подавать заявки для получения назначений полетов из новых европейских аэропортов в Украину. Я думаю, в будущем году мы нарастим пассажиропоток на украинском направлении в 2 раза. Но во многом это будет зависеть от доброй воли итальянцев, французов и немцев.
— С другими странами все в порядке? Больше никто не препятствует вашему желанию летать в Украину?
— Есть еще похожие вопросы в Бельгии и Нидерландах.
— Возможно, вам стоит открыть дочернюю авиакомпанию в Украине и все эти проблемы отпадут?
— Это очень долгий и трудный путь. К тому же, разговоры о создании дочерней авиакомпании в Украине очень преждевременны. Давайте сначала мы нарастим тут пассажиропоток, откроем базы базирования воздушных судов в украинских аэропортах. Всему свое время.
Есть значительно более простое решение этих проблем. Когда Украина и ЕС, наконец, подпишут Договор об «открытом небе» (Соглашение о Совместном авиационном пространстве — ред), мы сможем открывать рейсы откуда посчитаем нужным и куда захотим независимо от того, как на это смотрят другие авиакомпании и авиационные власти. И поверьте, тогда мы будем развиваться очень быстрыми темпами.
— За последние годы к нам начали летать Qatar Airways, карту маршрутов из Украины расширил Wizz Air, был создан SkyUp, есть еще классические авиакомпании. Ощущается ли уже конкуренция на этом рынке?
— Мы не Lufthansa и не боимся конкуренции. Мы будем только рады, если любая авиакомпания, пусть даже самая дорогая или самая маленькая, захочет с нами конкурировать. Это лишь пойдёт на пользу нашим пассажирам. Наш опыт показывает железное правило: когда наши конкуренты вкладывают большие деньги в свою рекламу, мы продаем больше билетов. Потому что первое, что делает пассажир, желая купить билет, он сравнивает цену на рынке или ищет альтернативу. А наша цена всегда самая лучшая.
Мы любим конкуренцию. Если сравнивать прямые наши расходы на перевозку одного пассажира, то у Ryanair это 27 евро, а у ближайшего нашего конкурента — 41 евро. Именно поэтому мы можем обеспечить самый низкий тариф.
Мы стараемся быть значительно эффективней своих конкурентов. Например, Eurowings (немецкий лоукостер—дочерняя авиакомпания Lufthansa Group — ред.) тратит на маркетинг в пересчете на одного пассажира больше, чем все затраты нашей авиакомпании из расчета на одного перевезенного пассажира. При этом мы заботимся о наших пассажирах и нашем персонале. Мы очень хорошо платим нашим сотрудникам. Платим больше, чем та же Lufthansa своим.
И это дает нам значительные преимущества. На большинстве рынков, где мы представлены, Ryanair занимает первое-второе место по объему перевезенных пассажиров. И я надеюсь, очень скоро мы увидим такую же картину и в Украине.
— Кого больше на ваших украинских рейсах — украинцев или иностранцев?
— Мы не отслеживаем национальность наших пассажиров. Но если говорить о том, откуда пассажир начинает свое путешествие (а в итоге почти все туда и возвращаются), то сейчас примерно 40% стартуют за пределами Украины. Это очень высокий процент. Он показывает, что мы не только даем возможность дешево летать украинским пассажирам, но и привозим очень значительное количество иностранных туристов в страну. Это уже сейчас создает дополнительные рабочие места в сфере их обслуживания. Я очень доволен, что Ryanair делает такой значительный вклад в украинскую экономику.
— Когда вас ждать в других аэропортах Украины?
— Мы ведем переговоры с украинскими городами. Мы на связи с Одессой, Харьковом, некоторыми другими аэропортами. Наши специалисты проверяли их готовность к открытию рейсов. Мои заместители ведут переговоры по условиям. Процесс идет, но он зависит от условий, которые могут предложить аэропорты и потенциального спроса на полеты в них.
— Какие новые маршруты вы готовите к открытию в Украину?
— Этой зимой флот нашей авиакомпании пополнится более 40 новыми самолетами. Это практически столько, сколько сейчас у МАУ. У Ryanair очень большие возможности для развития и наращивания присутствия на рынке. Но не все зависит только от нас — при открытии новых рейсов мы зачастую зависим от доброй воли авиационных властей конкретных европейских государств. Мы работаем над этим вопросом.
Мы объявим о своих конкретных намерениях, когда придёт время.
— Кто ваши пассажиры?
— Потенциально это все, кому надо в Украину или из Украины в Европу.
У нас есть маршруты из Украины, нацеленные, в первую очередь, на выездной туристический поток, как Пафос или Барселона. Есть такие, где много пассажиров, которые летят на работу — в Польшу, например. Есть маршруты, которые больше привозят туристов в Украину — как, например, из Великобритании. Таким же будет и Дублин.
— Как вы оцениваете потенциальный спрос на авиаперевозки на украинском рынке? Насколько этот потенциал задействован, если сравнивать с западноевропейскими странами, или с нашими соседями – той же Польшей, например?
— В Украине есть очень большой потенциал роста — при населении свыше 40 млн человек в прошлом году летало только 15 млн пассажиров. В соседней Польше, например, население только 38 млн человек, а пассажиров — больше 42 млн. Но намного ярче пример моей родной Ирландии: на неполных 5 млн жителей приходится почти 35 млн пассажиров. Посмотрите — сегодня из Киева можно улететь в 50 городов, а из Дублина, который в 8 раз меньше — в 130 городов.
В Украине огромный рынок для дешевых полетов, ей есть куда расти. Если Украина в скором времени подпишет Договор об Открытом небе с ЕС, мы увидим всплеск перевозок. Ryanair будет впереди этой активности.
— Некоторые пассажиры жаловались на проблемы с выплатой компенсаций за задержанные рейсы...
— Наша авиакомпания самая пунктуальная в Евросоюзе. Более 80% рейсов в этом году выполнялись строго по расписанию. Но мы признаем, что бывают различные ситуации и иногда рейсы значительно задерживаются. В таких случаях персонал Ryanair прилагает максимальные усилия, чтобы помочь своим пассажирам. В том числе, авиакомпания запустила сервис автоматического рассмотрения жалоб для проведения выплат компенсации по Регламенту 2004/261. В случае задержки или отмены рейса пассажиру достаточно просто заполнить форму на сайте Ryanair, указать рейс, свои данные, счет и в течении 10 дней он получит ответ. Если это был не форс-мажор (погодные условия, забастовка персонала — ред), мы выплатим компенсацию.
— С чем связано ужесточение норм провоза ручной клади с 1 ноября на рейсах авиаперевозчиков? Будут ли правила ужесточаться дальше?
— Это сделано ради ускорения обслуживания рейсов, повышения пунктуальности и упрощения операций в аэропорту. Введя дополнительный сбор за вторую единицу багажа, мы уменьшили сам тариф перевозки. Эти сборы никак не сказались на доходах Ryanair. Они нужны, чтобы упростить обслуживание в аэропорту, в первую очередь, посадку и высадку пассажиров.
— Какие шансы у украинских граждан присоединиться к вашей команде? Как это сделать?
— Ryanair — быстрорастущая авиакомпания, мы постоянно нуждаемся в новом персонале. В тоже время надо понимать, мы ирландская авиакомпания и работаем по правилам EASA, а Украина пока нет. Поэтому украинский персонал, как пилоты, так и инженеры, не могут сразу работать у нас. Им нужно пройти определенную процедуру признания квалификации авиационными властями. Но это преодолимое препятствие—в Ryanair работают граждане Украины летный и инженерный состав. Что касается позиций в офисе, то у нас очень много украинских программистов — около трети в Польском дата центре. Наш отдел персонала открыт к привлечению украинских сотрудников — можно присылать резюме по адресу, указанному на странице в интернете.
— Что по поводу других дочерних предприятий? Весной была информация по поводу Дата центра и базы обслуживания воздушных судов…
— Сейчас у Ryanair работают три Дата центра — в Дублине, Вроцлаве и Мадриде. В настоящее время авиакомпания определяется, где открывать следующий. Это очень важный проект для поддержки операций авиакомпании и её будущего. В настоящее время мы серьезно рассматриваем, по крайней мере, 3 места, где может быть расположен такой центр. Среди них и Украина. Все будет зависеть от того, какие условия смогут предложить нам местные власти и насколько они будут хороши по сравнению с другими предложениями.
Что касается базы технического обслуживания воздушных судов, пока об этом говорить преждевременно. Мы вернемся к этому разговору, когда значительно нарастим свое присутствие на местном рынке и достигнем определённой критической массы базируемых в местных аэропортах воздушных судов. И вот тогда мы определимся с их технической поддержкой местными силами. Но это все в будущем, пока мы только заходим на рынок и у нас в Украине нет ни одного самолета, который бы здесь базировался.
— Рекомендуете ли вы Украину к посещению вашим друзьям?
— Я очень люблю Украину. Я давно знаю вашу страну. Я даже одно время жил в Киеве, еще до того, как начал работать в Ryanair. Я всегда рекомендую её к посещению своим знакомым.
Один из новых рейсов, которые следующим летом мы добавим из Киева, будет в мой родной Дублин. В том числе для того, чтобы мои знакомые и друзья тоже могли посетить ваш прекрасный город. Я буду очень активно им это рекомендовать.
Беседовал Александр Ланецкий
Фото на главной: Эмиль Салманов