Ниже мы собрали подборку самых интересных фактов, о чем говорили участники конференции.
1) Согласно данных исследования GfK Ukraine, которые презентовала на конференции руководитель отдела исследований в области финансов и розничной торговли компании Лидия Кулыба:
— 69% взрослого населения Украины в возрасте 16 лет и старше пользуется платежными картами и это на 4,5% больше, чем в прошлом году.
— В 2018г впервые за 4ре года возобновился рост кредитных карт;
— Растут расчеты картами безналичным путем и в off-line на 16% и в on-line на 33% в сравнении с прошлым годом. А вот доля людей, сразу снимающих наличные сократилась в этом году на 20%.
— Интернет-банкинкг становиться, очень важным платежным инструментом. По состоянию на сегодня 64% населения Украины регулярно пользуются интернетом, из них 34% осуществляют покупки в интернет. А это порядка 7 млн. человек.
— 47% пользователей интернет-банкинга не ограничивают себя приложениями 1го банка, а пользуются одновременно 2мя-3мя.
— Доля смартфонов в поиске информации о товарах в интернете составила в 2018г 50% от всех устройств, при этом в 44% случаев смартфон используется и для осуществления оплат.
— Самыми популярными приложениями для выбора и оплаты покупок в 2018г, стали: Aliexpress, OLX, Rozetka, Prom и Kasta.
2) В Украине становиться все более популярной оплата проезда в общественном транспорте с помощью платежных карт. Интересно, что, единожды, осуществив покупку билета с помощью QR кода, 82% людей продолжают пользоваться данной услугой. Охотней пробует оплачивать проезд платежными картами более молодая аудитория (74% всех оплат приходиться на людей в возрасте от 17 до 35 лет), что, в принципе, закономерно. А вот что удивительно – это гендерное распределение среди аудитории, пользующейся данным сервисом. Здесь наблюдается существенный перевес в пользу мужчин: 66% против 34%. Об этом на конференции сообщил заместитель руководителя Бизнеса по работе с торговыми предприятиями, Приватбанк – Сергей Макаренко.
3) Стремительному росту платежей в интернет, способствует появление и развитие различных сервисов приема оплат. При чем это направление давно перестало быть исключительно банковским. Множество финтех компаний и начинающих стартапов предлагают свои решения. С одной стороны, многообразие выбора и здоровая конкуренция повышают качество сервисов и позволяют существенно снизить стоимость операций, но с другой стороны это приводит и к определенному замешательству потребителей. Различные каналы, мессенджеры, мобильные кошельки, кнопки оплат, интерфейсы, методы проверок, со всем этим становиться крайне сложно разобраться. В физическом мире все более или менее просто и понятно – есть карта, есть банкомат или терминал и на этом все. А что в диджитал среде? Вопрос стандартизации давно назрел и сейчас очень актуален.
По словам директора Digital Solutions платежной системы VISA – Анжелы Кашперук – разработка общих стандартов платежей в digital это одна из приоритетных задач, над которой работает компания. На конференции Анжела обозначила основные новшества, которые следует ожидать уже в ближайшие 2 года от VISA:
1. Card Not Present Tokenization (замена карты токеном у разнообразных екомерс игроков). Как результат — отсутствие необходимости обновлять данные по картам в хранилище данных вследствие перевыпуска карты, потери карты. Ну и главное – безопасность!
2. Стандартизация оплаты без присутствия карты (Digital SRC Standards):
— Единая загрузка EMVCo Tokens
— Единый User Experience
— Единая кнопка Оплатить
— Привычный способ верификации.
В своей презентации Анжела особо акцентировала внимание присутствующих в зале, что уже с апреля 2020 в Украине становиться обязательным выполнение требований протокола 3 D Secure 2.0. для эмитентов и продавцов. А это значит, что банкам эмитентам следует еще в 2019г задать вопрос своим провайдерам готовы ли они технически обеспечить переход на новый протокол и прошли ли они необходимые процедуры сертификации, чтобы избежать проблем в будущем.
4) Национальный банк Украины в 2019г также берет курс на digital. И.о. директора Департамента стратегии и реформированияМихаил Видякин поделился планами НБУ, направленными на цифровое развитие финансового сектора Украины. Среди приоритетных задач эксперт обозначил: популяризацию концепции Open Banking, имплементацию директивы PSD2 и стандартов ISO, реализацию проектов удаленной идентификации и е-гривна. Также Михаил поздравил участников платежной системы «Простір» с подписанием первого в истории системы ко-бейджингового проекта с китайским платежным гигантом China UnionPay. Благодаря данному соглашению пользователи ко-бейджингових карт под брендами ПРОСТІР и UnionPay получат возможность оплачивать товары и услуги, а также снимать средства в банкоматах не только в Украине, но и практически во всем мире.
5) Мир меняется невероятными темпами:
— 90% информации в мире появились за последние 2 года;
— стоимость хранения 1Гб информации с 1980 года снизилась в 1
миллиард раз;
— 10 лет назад не существовало таких самых востребованных сейчас профессий как — специалист по Big Data, APP-разработчик, оператор дрона;
— средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2007
году в США, Италии, Франции и Канаде будет 104 года;
— 75% населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не
все они имеют доступ к чистой воде
Такие ошеломляющие факты в своей презентации привела генеральный менеджер и партнер Adecco (Украина), автор книги «Диджитал Эра» – Анастасия Шевченко. Ключевыми драйверами изменений эксперт назвала: высокоскоростной мобильный интернет, искусственный интеллект, большие данные и безопасность биометрия.
6) Приятно осознавать, что в гонке технологий Украина не пасет задних.
Так, на конференции было представлено сразу 2 проекта от украинских разработчиков с применением биометрических методов аутентификации для совершения покупок: оплата по отпечатку пальца на примере кейса MOSST Payments, Visa и Приватбанк и «оплата лицом» на базе технологии распознавания лиц FaceID – совместный проект Facecard.club и компании IPay. Разработчики, заместитель CEO MOSST Payments Андрей Рочев и основатель Facecard Юрий Голузинец, рассказали об особенностях работы каждого из методов, возможностях применения в платежной индустрии. В случае успешного внедрения проекта FaceID в одной из крупнейшей розничных сетей, уже в 2019 году для оплаты товаров и получения скидок украинцам не понадобятся ни карты лояльности, ни банковские карты, только личное присутствие – пообещал Юрий Голузинец. Лицо клиента – станет средством платежа.
Еще одно интересное технологическое решение презентовал управляющий партнер компании Solanteq Павел Малышев. А именно, систему позволяющие объединить в себе функционал банковской операционной системы ОДБ и карточного бэк-офиса. Сейчас практически для каждого банка в Украине актуальна проблема несовместимости этих двух систем, которые исторически живут разной жизнью. Карточная система не знает, что такое балансовый учет, а ОДБ не понимает, что такое доступный для расчетов картой баланс, блокировки и не может поддерживать необходимой для карточного бизнеса скорости проведения операций. Решение компании Solanteq позволяет не только «подружить» эти 2 системы, но и, при необходимости, стать им полноценной заменой.
7. Что дальше? Алексей Александров Вице Президент, руководитель бизнеса Private Banking & Individual Banking Expobank Чехия привел крайне любопытные данные исследования Международного экспертного совета Всемирного экономического форума – какие переломные моменты ожидаются до 2025г:
Источник: «Глубинное изменение – технологические переломные моменты и их воздействие на общество», Международный экспертный совет Всемирного экономического форума по вопросам будущего программного обеспечения и общества, сентябрь 2015 года.
Digital будущее наступает и «главное, чтобы оно наступило для нас, а не нас» — отметил Алексей.
Завершилось мероприятие розыгрышем призов и вручением памятных подарков от организаторов и спонсоров.
В этом году конференция прошла при поддержке:
Международной компании SOLANTEQ, специализирующейся на создании инновационных продуктов для построения красивых платежных решений.
И финансового оператора – «UAPAY», который входит в состав группы компаний «Softinvest Holding”. В портфеле компании: национальный платежный сервис «UAPAY» для денежных переводов между физическими лицами и оплаты услуг, интернет-эквайринг и технологический процессинг финансовых операций для бизнеса, сервис безопасных платежей «Escrow Box», который лежит в основе решений «OLX Доставка» на OLX и «Покупка без риска» на Prom. «UAPA» лицензирована Национальным банком Украины и соответствует международному стандарту PCI DSS 3.2, компания внесена в белый список платежных систем ЕМА.
Организаторы: компания BankOnline, финансовый портал Finance.ua и украинская ассоциация платежных систем UAPS