Военное положение ввели в Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Луганской, Донецкой, Сумской, Харьковской, Черниговской и Винницкой областях. Однако тема остается топовой для большинства украинцев. Многих волнуют вопросы, как отразится военное положение на курсе национальной валюты и стабильности банковской системы, продолжатся ли переговоры с МВФ и т.д.
Как скажется введение военного положения на экономике Украины, изучили в редакции «Экономической правды». Публикуем сокращенную версию.
Падение украинских евробондов и акций крупных компаний
Новости об очередном витке конфликта не остались незамеченными фондовыми рынками. В цене упали как акции украинских эмитентов, так и государственные долговые бумаги.
В частности, акции Ferrexpo на Лондонской фондовой бирже (LSE) за первые 20 минут торгов в понедельник просели на 2,14%. Курс акций крупнейшего украинского производителя курятины МХП с открытием на LSE также снизился на 0,94%. Акции «Кернел» на Варшавской фондовой бирже после открытия подешевели на 1,44%. Почти все бонды Украины показали отрицательную динамику, теряя в цене в от 1 до 2 базисных пунктов. Это происходило на фоне роста практически всех главных мировых фондовых индексов. То есть мировую экономику проблемы в Азовском море не очень интересовали.
Кому паника с введением военного положения была «на руку», то это обменникам. Некоторые из них задрали курс гривны до 29,9 за доллар. Ближе к вечеру к ним присоединились и коммерческие банки, повысив наличный курс доллара на 50-80 копеек. Они продавали доллары по курсу близкому к 29 грн.
Чиновники уверяют — все под контролем
Вице-премьер-министр Павел Розенко сказал, что все и в дальнейшем продолжат получать пенсии. Глава Нацбанка Яков Смолий поспешил заверить, что банковская система будет работать без ограничений. На встрече с главами крупнейших 40-ка банков он озвучил ключевой месседж — в случае необходимости НБУ поддержит гривну интервенциями.
Ликвидность банковской системы — 75 млрд грн. Но на всякий случай попросил банкиров вовремя наполнять банкоматы, очевидно предвидя возможные панические настроения населения.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян отрапортовал журналистам о том, что его ведомство находится в состоянии повышенной готовности к выполнению решений СНБО и правительства в части ограничения движения транспорта.
Бизнес настроен менее оптимистично
«Важно, что через Азовское море Украина экспортирует около двух миллионов тонн зерновых. Поэтому в случае ограничения портовой деятельности — перераспределение грузов в направлении других портов сделает работу железной дороги еще более напряженной», — говорит Николай Горбачев, президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА).
Согласно информации, которой располагает УЗА, ситуация по движению кораблей с зерновыми грузами остается неопределенной. Сейчас около 30 кораблей стоят в районе Керченского пролива в ожидании выхода и захода.
Военное положение может привести к удорожанию как внешних, так и внутренних государственных заимствований, что приведет к росту стоимости обслуживания государственного долга. Соответственно, могут подорожать и заимствования для частных компаний.
МВФ в заявлениях осторожный, инвесторы напуганы
Постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман вчера сделал следующее заявление: «Мы наблюдаем за последними событиями, включая введение военного положения, и надеемся на неотложную деэскалацию текущей ситуации. МВФ не имеет юридических ограничений относительно продолжения сотрудничества с Украиной в этой ситуации».
«Очевидно, есть риск, что МВФ отложит вопрос транша до прояснения ситуации, которая привела к введению военного положения. Как это уже было весной 2017 года, когда совет МВФ откладывал решение по траншу из-за введения экономической блокады оккупированных территорий», — считает аналитик Concorde Сapital Александр Паращий.
Решение о военном положении может снизить и без того слабый инвестиционный интерес. И спровоцировать очередной отток капитала из страны, чем увеличит дефицит платежного баланса и, как следствие, приведет к уменьшению золотовалютных резервов и падению курса национальной валюты.
«Инвесторы напуганы, для них военное положение означает полную остановку капиталовложений. Эта ситуация особенно опасна потому, что в решении о военном положении могут быть пункты о конфискации имущества и мобилизации людей, а это превращает Украину в зону неконтролируемого риска. Само рассмотрение решения о военном положении отбрасывает нас на 3 года, в 2015-й, уничтожая всю накопленную с тех пор репутацию. Особенно это печально для восточных областей, куда и так опасались инвестировать, достаточно посмотреть публичную карту открытия новых предприятий там», — говорит инвестиционный консультант С-consulting Дмитрий Бабаев.
Цель военного положения не совсем понятна
Существенным вопросом остается то, что планирует сделать власть за 30 дней военного положения, чего не могла сделать без него. Сложно понять, что изменится за один месяц, и соответственно, поверить в эффективность таких инструментов.
По мнению экспертов, военное положение стоит вводить только в крайних случаях.
«В экономической истории есть примеры, когда введение чрезвычайного положения, перевод экономики с рыночных принципов на командно-административные, ограничения частной инициативы с целью мобилизации всех сил государства для спасения, давали краткосрочный эффект. Все это имеет смысл тогда, только когда стоит вопрос физического выживания общества и происходит при полной поддержке общины.
Когда чрезвычайное положение становится обычным способом экономической жизни, это приводит к отрицательному эффекту. Почему? Рыночные методы стимулирования экономического развития не работают, инвестор в воюющую страну не идет, а командно-административные методы не действуют. Следовательно, не достигается основная цель — мобилизация усилий», — констатирует исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.