Что будет с проектом дальше, почему Украине нужно пересмотреть нынешний налог на прибыль и как госказна может компенсировать потери в случае его отмены, «Минфину» рассказала председатель правления «Айбокс банк», фундатор «Финансово-аналитического центра» Галина ХЕЙЛО.
Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики 6 ноября отложил рассмотрение законопроекта №8557 о налоге на выведенный капитал (НнВК). И буквально на следующий день Министерство финансов констатировало, что прямые потери бюджета в случае введения налога на выведенный капитал для всех действующих плательщиков налога на прибыль предприятий с 1 января 2019 составят 46,7 млрд грн в отсутствии возможности сокращения расходной части госбюджета. Таким образом, Украина отдала приоритет фискальной устойчивости и продолжению сотрудничества с международными партнерами и кредиторами (в частности, с МВФ).
«На сегодняшний день МВФ не дает согласие на введение НнВК, угрожая отказать в предоставлении очередного транша. Если честно, то транши «развращают» власть, в руках которой лежит ресурс, в разы превосходящий помощь МВФ, но власть ничего не делает, чтобы его взять в руки», – считает соавтор законопроекта о налоге на выведенный капитал Александр Шемяткин.
Бизнес станет прозрачней
Судьба налога на выведенный капитал остается неопределенной, хотя его введение планировалось с 1 января 2019 года проектом закона №8557. Этот документ был внесен в Верховную Раду президентом Украины Петром Порошенко 5 июля этого года как неотложный. Он предусматривает, что введение новых правил налогообложения прибыли предприятий упростит ведение бизнеса, сократит расходы налогоплательщиков на выполнение налогового долга, внедрит эффективные механизмы администрирования налога контролирующими органами с применением информтехнологий. Кроме того, НнВК предотвратит занижение базы налогообложения и уклонения от нее, обеспечив повышение уровня капитализации предприятий и предпринимательской активности, создаст мощный стимул для привлечения инвестиций в экономику Украины и экономического роста.
Идея введения налога на выведенный капитал будоражит бизнес-умы уже третий год. Похожая модель налогообложения была предложена в законопроекте №3357, поданном в 2015 году авторским коллективом из более чем 120 народных депутатов (включая главу комитета по вопросам налоговой политики Нину Южанину). Правда, термин «налог на выведенный капитал» в том законопроекте не упоминался и до рассмотрения в сессионном зале за три года дело так и не дошло.
О целесообразности заменить 18% налог на прибыль (который некоторые из экспертов считают коррупционным) на налог на выведенный капитал (его базовая ставка – 15%), не рассуждает разве ленивый. По мнению оппонентов данного нововведения, экс-министра финансов Наталии Яресько, в Эстонии налог на прибыль от юрлиц не был большой частью бюджета, как в Украине. Она считает НнВК менее справедливым по сравнению с налогом на прибыль и указывает на отсутствие возможных компенсаторов покрытия бюджетных потерь. Экс-министр финансов Украины Александр Данилюк также сомневался в целесообразности введения налога на выведенный капитал поэтапно.
Компенсировать потери бюджета можно за счет лотерей
Станет ли наша страна пятой в мире, где внедрили такой режим налогообложения? Подобные модели практиковали Гонконг, Грузия, Латвия и Эстония. Последняя, где эта модель налогообложения работает с 2000 года, в рейтинге Doing Business по легкости ведения бизнеса занимает 12 место, тогда как Украина – 80-е. В тоже время, в выводах Главного научно-экспертного управления Верховной Рады относительно данного законопроекта подчеркивается, что такие страны как Эстония, Латвия и Грузия несопоставимы по параметрам национальных экономик с Украиной. В той же Эстонии поступления от НнВК в течение первых двух лет сократились вдвое и только с третьего года установилась динамика их постепенного роста.
А эксперты-практики напоминают о неудачном опыте внедрения такого налога в Румынии и Македонии из-за резкого сокращения тех самых бюджетных поступлений, а также отмене реформы с НнВК в Великобритании, где он был частично введен для малого и среднего бизнеса и не «прижился». В Украине, по официальным и экспертным оценкам, ежегодные потери госбюджета в первые один-два года внедрения нового налога составят 20- 100 млрд грн. Речь идет о потере бюджетного ресурса в пределах 2-11% от доходной части госбюджета.
Поэтому участники рабочей группы по налогу на выведенный капитал предложили Минфину рассмотреть покрытие дефицита за счет таких компенсаторов как легализация игорного бизнеса (теневой оборот до $1,5 млрд долларов, что позволит дать в бюджет до 10 млрд грн), изменение правил налогообложения лотерейного бизнеса (по сути, возврат к правилам, действовавшим до 2015 года), введение электронной акцизной марки на алкоголь –может дать до 10 млрд грн в бюджет, при этом теневой рынок алкоголя составляет 50% рынка), мораторий на индексацию в 2019 году расходов на правоохранительную систему (ее финансирование за последние четыре года выросло в 2,5 раза, а эффективность раскрываемости преступлений упала до 25%). Но, по словам автора законопроекта НнВК, в итоге получен ответ: что все эти реформы «не на часі».
Пока трудно оценить, будет оправданным переход от налога на прибыль к налогу на выведенный капитал, так как Минфин предлагает ввести этот налог только для малого и среднего бизнеса (МСБ). Поэтому есть опасность, что будет создана почва для оптимизации уплаты налогов: там, где выгодно, крупные предприятия будут дробиться на МСБ, где невыгодно – платить налог на прибыль. Учитывая постоянную политическую турбулентность в Украине, нет никакой уверенности, что стратегические планы «начать с МСБ, а затем перейти на всех» оправдаются.
Впрочем, на этой неделе на встрече представителей ГФС и Союза украинских предпринимателей (СУП) и.о. заместителя главы ГФС, глава Офиса крупных плательщиков налогов Евгений Бамбизов признал, что «НнВК в разы проще для контроля и администрирования, имея 100%-ое преимущество с этой точки зрения. В случае его принятия может быть серьезно сокращена численность сотрудников ГФС!». Евгений Бамбизов предложил оставить на старой системе уплаты налога на прибыль тех, кто входит в Офис крупных плательщиков. Это 1000 предприятий на всю страну (включая госмонополии), которые платят 80% всех поступлений по налогу на прибыль! А остальных перевести на НнВК, тогда риск для бюджета будем минимальный (около 5-15 млрд.грн. в первый год)! За это время отработать администрирование по новому закону, а потом перевести, если будет целесообразно, оставшиеся 1000 предприятий на НнВК. Глава ГФС планирует внести это предложение в Минфин.
«Плюсом» для нового налога является то, что налоговиков не будет интересовать прибыль предприятий, а соответственно, «канут в небытие» оптимизационные схемы, собственники будут мотивированы инвестировать средства в собственный бизнес (что улучшит качество продукции), частично отпадет необходимость налоговых проверок. Бизнес постепенно выйдет из тени. Но так как менталитет и культура ведения бизнеса в нашей стране зачастую базируются на том, чтобы либо не платить налоги вообще, либо минимизировать их до самого нижнего предела, обязательно будут придуманы методы оптимизации данного налога. Поэтому, прежде чем заменить один налог другим, следует семь раз отмерить.