Давно, уже ни для кого не секрет, что на выплату пенсий в этом году средств не хватает. По моим подсчетам сумма больше 12 млрд грн. Зато, органы государственной власти оценивают сумму в 14 млрд грн. Такая ситуация является следствием принятия решения о повышении пенсий, в первую очередь, 550 тысячам военных пенсионеров и нарушения базовых правил бюджетного процесса. Расходы должны равняться имеющимся ресурсам.

Понимая реальность ситуации, и чтобы не допустить повторения задержки по выплате пенсий в следующем месяце, в среду Правительство принимает несколько решений. Они должны обеспечить деньгами Пенсионный фонд. Все было бы ничего, если бы это решение не имело угрожающий характер для финансовой стабильности в будущем. И это на фоне политиков популистов и будущих выборов.

Первым решением Правительство приравняло выплаты пенсий к первоочередным выплатам и поручил Казначейству осуществлять эти выплаты, как приоритетные. Оно сделало эти выплаты так называемыми «защищенными». КМУ поставил шахматный «мат» Государственному казначейству — теперь казначейство обязано будет в будущем предоставлять займы Пенсионному фонду, которые он будет использовать на выплаты пенсий.

Это приведет к дальнейшему наращиванию задолженности пенсионного фонда. И это плохо. На начало года было 48,1 млрд грн просроченных займов. За 10 месяцев этого года Пенсионным фондом дополнительно взято 70,1, а возвращено только 56,4 млрд грн (не возвращены 13,4 млрд грн).

Вторым решением Правительство разрешило Пенсионному фонду не погашать полученные в Казначействе займы до конца года (займы Фонд берет на короткий период, чтобы покрыть временные кассовые разрывы (нехватку денег) между поступлением средств и выплатой пенсий). Согласно существующим правилам, если Пенсионный фонд получил кредит от Государственного казначейства, он обязан вернуть этот заем до конца года. Теперь это можно не делать.

Такими решениями правительство указывает на существование серьезной проблемы и пытается ее решить. Но, к сожалению, не экономическими способами.

Эти два решения дают возможность Правительству опосредованно/«скрыто», через займы Государственного казначейства, финансировать Пенсионный фонд. По документам не будет происходить увеличения расходов на выплату пенсий из государственного бюджета. Фактически, бюджет будет их финансировать.

Читайте также: ЕСВ-2019. Предпринимателей-неплательщиков сделают невыездными

В будущем это позволит поднимать пенсионные выплаты пенсионерам, не привлекая большого внимания со стороны международных финансовых институтов. Мы достаточно умны, чтобы провести МФВ и других партнеров в данном вопросе.

В результате этих решений, произойдет переориентация финансовых ресурсов бюджета. На фоне значительных выплат внешних долгов и увеличенных расходов в конце года, может привести к задержкам с бюджетными платежами.

Два вопроса к которым дополнительно хочется привлечь внимание.

Первое, качество правительственных документов в части проведения анализа воздействий и расчета финансово-экономических обоснований проектов решений КМУ. Министр А.Рева и все его министерство считают, что эти решения не потребуют дополнительных расходов из государственного бюджета. Вот так, из государственного бюджета расходов не потребует но решение будут финансироваться за счет средств бюджета. Вот такая казуистика. Технически обходимо существующие правила.

Вторых, обеспечение финансовым ресурсом Пенсионного фонда. Средства на выплату пенсий Фонд получает из:

1) уплаты единого социального взноса;

2) государственного бюджета — осуществляется доплата в размере его дефицита (доходы его за минусом расходов).

Если средств из первого и второго источника не хватает, тогда Пенсионный фонд осуществляет заимствования у Государственного казначейства. Если средств на пенсии в Фонде не хватает, а Казначейство не дает ссуду, тогда выплаты пенсий задерживаются. Именно это произошло в июле.

Прогнозные поступления от ЕСВ рассчитывает Государственная фискальная служба. Она рассчитывает годовую сумму, а затем ежеквартально определяет квартальную сумму и месячные суммы. Интересно наблюдать динамику изменения прогнозов по поступлениям ЕСВ в течение этого года. Особенно в последнем квартале. Так, 9 октября своим приказом ДФС определила следующие суммы поступлений по ЕСВ на 4 квартал (всего 80,4 млрд грн):

• октябрь – 19,4 млрд грн (фактические поступления – 19,9 млрд грн)

• ноябрь – 19,7 млрд грн (фактические поступления на 16 ноября – 10,1 млрд грн)

• декабрь – 41,2 млрд грн (сам удивился данной сумме).

При этом, для понимания реальности, в 1 квартале ДФС планировала собрать 45,1 млрд грн, во втором – 57,1 млрд грн и в третьем – 58,2 млрд грн.

В декабре ДФС планирует собрать в два раза больше средств от ЕСВ чем в целом среднее значение за этот год. Интересно за счет каких методов?

А о возможных методах сообщила вчера журналист радио Свобода в своей заметке в социальной сети Facebook — «Есть информация из регионов, что местные налоговые «просят» предприятия не пользоваться налоговыми кредитами по НДС и уплачивать ЕСВ наперед. Вроде устное распоряжение «сверху».

Это означает, что ДФС придет к бизнесу за деньгами. И для этого есть все основания.

Грустно.