Вокруг законопроекта идет много дискуссий. Некоторые считают, что смена регуляторов будет иметь негативные последствия для финансовых рынков.
О том, как НБУ видит регулирование небанковского сектора, на своей странице в Facebook написала первый заместитель председателя правления НБУ Екатерина Рожкова.
На прошлой неделе провели две важные встречи с представителями страховых компаний, кредитных союзов, финансовых компаний, платежных систем, компаний по обмену валют. Конечно, мы говорили о перспективах принятия закона о «сплит». Вполне понятно, что у участников этого рынка есть много волнений и вопросов. Мы пытались ответить на все.
Например, в случае принятия законопроекта, сколько времени будет у небанковского финcектора для адаптации, и как это будет происходить? Времени будет достаточно. Мы предложили, чтобы переходный период передачи функций Нацкомфинуслуг был увеличен с 6 месяцев до года. В течение этого периода мы вместе с комиссией выстроим необходимые процессы и структуры для принятия функций и параллельно, вместе с сектором, работать над совершенствованием законодательства и регуляций. После передачи функций в НБУ мы предлагаем еще год для адаптации новых регуляций и требований.
Как НБУ видит регулирование небанковского финансового рынка? Мы уже сейчас к банкам применяем пропорциональный подход. Такой же подход мы видим необходимым для применения в регулировании небанковских финансовых учреждений. Это означает, что если учреждения не несут риска для кредиторов (проще говоря, не имеют средств, привлеченных во вклады или других обязательств, например, обязательств осуществлять страховые выплаты при наступлении страховых случаев), регулирование таких учреждений должно быть максимально упрощенным. Основным законом для них станет закон о защите прав потребителей финансовых услуг. Кроме того, мы планируем, в случае принятия законопроекта, существенно упростить лицензирование новых небанковских финансовых учреждений. При этом перелицензирование действующих игроков этого рынка не планируется.
Были справедливые замечания об отсутствии в НБУ необходимой компетенции. Да, в нужном объеме мы ее не имеем. Однако очень рассчитываем, что специалисты из комиссии присоединятся к нашей команде.
Были опасения, что мол, сплит выгоден только крупным страховым компаниям, а средние и небольшие в результате потеряют свою нишу на рынке. Это не так. Рынок страховых услуг у нас развит, мягко говоря недостаточно. Поэтому места на нем хватит всем.
Подытоживая скажу, что встречи действительно были очень полезными. Мы нашли не только общий язык, но и очень много точек пересечения, где можем сотрудничать уже сейчас, особенно с представителями страхового рынка. Отмечу, что общий язык — это не общая позиция. Однако главное, что мы пытались услышать друг друга. По моему личному мнению, сплит сегодня нужен. И в случае его принятия, он играет роль своего рода катализатора, который предоставит дополнительный серьезный стимул для дальнейшего развития финансового рынка в Украине.