Цель новаций – перекрыть схемы минимизации уплаты ЕСВ, что позволит увеличить не только поступления в Пенсионный фонд, но и сборы от налога на доходы физлиц. Фактически речь идет о вмешательстве государства в трудовые отношения работодателей и наемных работников. Ведь на законодательном уровне собираются прописать, как собственник бизнеса должен определять уровень оплаты своих сотрудников.

Почему взялись за ЕСВ

В нынешнем году кассовый разрыв Пенсионного фонда составляет 39,3%. Недостающий ресурс приходится покрывать из госбюджета. Однако такое спонсорство становится для бюджета все обременительней, ведь Украина вошла в период пиковых выплат по государственному долгу. Например, в следующем году на эти цели придется изыскать 414 млрд грн, что составляет треть доходов государственной казны. При этом на следующий год запланирован очередной этап повышения пенсионных выплат. Во-первых, с 1 марта автоматически пересчитают обычные пенсии с учетом роста средней зарплаты и инфляции. Во-вторых, с 1 января стартует очередной этап повышения военных пенсий.

Поэтому правительство, наконец, решило разобраться с минимизаторами. Суть схемы, позволяющей уплачивать меньшие суммы ЕСВ, проста – занижение официальной зарплаты. В подтверждение того факта, что предприниматели массово укрывают от государства реальные зарплаты, глава Минсоцполитики Андрей Рева привел следующую статистику: 75% отечественных предприятий, причем исключительно частного сектора, показывают среднюю зарплату до 4 тыс грн. Формально они выполняют законодательные требования — в этом году субъекты хозяйствования обязаны платить своим работникам не менее 3723 грн. в месяц. Интересно, что первые лица предприятий также получают зарплатную минималку. По данным персонифицированного учета Пенсионного фонда, 84,2 тыс руководителей получают зарплату на уровне минимальной, в том числе в Киеве – 20,3 тыс. Хотя средняя зарплата по Киеву в сентябре этого года достигла 13 614 грн. Интересно, что за два года количество руководителей, получающих минимальную зарплату, увеличилось почти вдвое – в декабре 2016 года, по данным Минсоцполитики, таких насчитывалось 48 тыс.

Является ли приведенная министром статистика доказательством массового укрывательства реальных зарплат? – Безусловно, нет. Киевский пример здесь явно не показателен: средние зарплаты по другим регионам почти вдвое меньше. А главное, для того, чтобы доказать, что предприниматели массово получают зарплаты в конвертах, нужно, как минимум, оценить — соответствует ли уровень их жизни, а точнее, расходов, уровню декларируемой зарплаты. Для этого необходимо внедрять непрямые методы поиска скрытых доходов. Времени на запуск такой масштабной реформы у правительства нет – Пенсионный фонд нужно наполнять уже сейчас. А главное, в таком случае пришлось бы оценивать уровень доходов и расходов высокопоставленных чиновников и депутатов и выяснять, на какие средства приобретается дорогая недвижимость, машины, яхты и прочее добро. Очевидно, что такие инициативы явно никто поддерживать не будет.

Как будут наполнять Пенсионный фонд

Поэтому правительство решило пойти по другому пути. Разработанный Минсоцполитики законопроект предлагает установить правило, согласно которому руководители предприятий должны уплачивать ЕСВ исходя из зарплаты в размере, как минимум, двух минималок. Что это означает, поясним на примере. В следующем году зарплатная минималка будет установлена на уровне 4200 грн в месяц. Таким образом, руководитель может получать все те же 4200 грн, а вот ЕСВ уплачивать с 8400 грн. Более того, в законе будут прописаны принципы, которыми должны будут руководствоваться предприятия при определении уровня зарплаты. А именно, размер зарплаты должен учитывать квалификацию сотрудника, степень его ответственности, условия, в которых он трудится, его профессионально-деловые качества, а также результаты хозяйственной деятельности самого предприятия.

В наших реалиях это может означать, что проверяющие смогут сами оценивать, «правильную» ли зарплату получают сотрудники того или иного предприятия.

В случае занижения они могут потребовать доплаты ЕСВ с того уровня, который посчитают нужным.

Эффект от действия упомянутой нормы Андрей Рева оценил в 3,4 млрд грн дополнительных поступлений в Пенсионный фонд ежегодно. Однако он может быть в разы выше, если контролеры с пристрастием возьмутся за свое дело.

Не остались без внимания разработчиков нового закона и те, кто получает большие зарплаты. В Минсоцполитики считают социально несправедливым, что некоторые получают миллионные зарплаты, при этом пользуются поблажкой в виде ограничения базы начисления ЕСВ. К тому же, действующее сейчас ограничение, по мнению чиновников, также позволяет минимизировать платежи единого социального взноса: большие зарплаты якобы выплачиваются нескольким сотрудникам предприятия, а потом в конвертах перераспределяются между остальными.

Чтобы прикрыть схему и восстановить социальную справедливость, законопроект предлагает увеличить максимальную величину базы начисления ЕСВ с 15 до 25 минималок (до 104 325 грн).

Правда, одновременно будет введена регрессивная шкала ЕСВ для больших зарплат:

  • 20% соцвзноса будут отчислять с дохода от 25 до 70 минималок (в следующем году – 105 тыс. грн – 293 999 грн);
  • 17% — с дохода от 70 до 150 минималок (294 тыс. грн – 629 999 грн),
  • 15% — от 150 до 200 минималок (623 тыс. грн – 839 999 грн),
  • 10% — от 200 до 270 минималок (840 тыс. грн – 1 133 999 грн) и
  • 5% — свыше 270 минималок (1134 тыс. грн). По данным Минсоцполитики, сейчас зарплату свыше 15 минималок получают 51 тыс. работников, из которых 134 зарабатывают от 1 млн до 24 млн грн.

В министерстве также посчитали, что в целом предложенные новации позволят дополнительно собирать в Пенсионный фонд почти 10 млрд грн ежегодно. Для сравнения: по данным Государственной казначейской службы, в этом месяце по состоянию на 13 ноября было собрано почти 7,9 млрд грн ЕСВ. К слову, законодательные изменения облегчат еще и выполнение плана по сборам от налога на доходы физлиц. Проект бюджета-2019 предусматривает увеличение доходов по этой статье на 16,6%.

Как накажут неплательщиков

Не менее серьезная проблема Пенсионного фонда – задолженность. На сегодняшний день из 12,5 млрд грн задолженности по уплате ЕСВ 3 млрд грн приходится на предпринимателей. Из зарегистрированных 536 тыс частников ЕСВ не платят 104,6 тыс. Чтобы прекратить эту порочную практику, Минсоцполитики предлагает приравнять неплательщиков ЕСВ к злостным алиментщикам. По новым правилам за долги по уплате единого соцвзноса предпринимателей будут лишать регистрации. Кроме того, они, пока не расплатятся с Пенсионным фондом, не смогут выезжать за границу, управлять транспортными средствами и охотиться.

Нашло Минсоцполитики и способ избавиться от долгов перед Пенсионным фондом предприятий с вредным производством. Общая сумма их долга сегодня достигла 12,1 млрд грн. По ныне действующим правилам, пенсионные выплаты для пенсионеров, ранее работавших на вредных производствах (имеют право на досрочный выход на пенсию) осуществляет Пенсионный фонд. А предприятия должны возмещать фонду эти расходы. Однако система уже давно не работает. К примеру, человек работал на вредном производстве 5–10 лет назад и выходит на пенсию сейчас. За это время предприятие с вредными условиями труда могло ликвидироваться, обанкротиться, свернуть производство. И компенсировать выплаты просто некому.

Более того, система сама создает возможности для злоупотреблений. Ведь нередко предприятия намеренно изменяют организационную структуру, чтобы избежать больших выплат.

Поэтому правительство предлагает изменить систему. Предприятия вместо возмещения пенсий обяжут платить повышенный ЕСВ за своих работников, занятых на вредных производствах. За лиц, выполняющих работы с вредными и опасными условиями труда (Список 1), доплата ЕСВ составит 15%. То есть в целом за таких работников предприятие будет платить ЕСВ по ставке 37%. Для всех остальных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию за вредные условия труда, доплата ЕСВ составит 7%. То есть, за них работодатель будет платить ЕСВ по ставке 29%. Для «старых» долгов в законопроекте предлагается механизм рассрочки до 60 месяцев.

Пенсионный фонд получит новые полномочия

Новации существенно расширят возможности проверяющих, что автоматически повышает значимость ведомства, в полномочия которого входит администрирование уплаты ЕСВ. Сейчас этот вопрос находится в ведении ГФС. Минсоцполитики решил подмять новые полномочия под себя: фискалам предлагают оставить лишь функцию сбора отчетности по уплате соцвзноса, а все самое «вкусное» — проверку правил начисления ЕСВ и контроль над соблюдением прав наемных работников – отдать Пенсионному фонду, который, в свою очередь курируется Минсоцполитики. По словам Андрея Ревы, ПФ будет не только применять риск-ориентированный мониторинг и анализировать полноту начисления ЕСВ, но и тесно взаимодействовать с работодателями, помогая им «исправлять ошибки».

Сейчас законопроект проходит последние согласования в профильных министерствах. В ближайшее время его подадут в парламент. Правительство будет продвигать его под лозунгами детенизации зарплат и защиты прав наемных работников. Безусловно, депутаты вряд ли купятся на эти лозунги. Но, скорее всего, этот законопроект будет проходить в пакете с другими документами, позволяющими сбалансировать доходно-расходные статьи бюджета на будущий год. Значит, за отданные за него голоса народные избранники смогут получить от правительства желаемые «пряники». А это уже действительно повышает шансы документа превратиться в закон.

Тамара Зверухо