Проходящая неделя была насыщена событиями. Детальнее о том, что происходило в мире и Украине, рассказал в своей колонке на «НВ» специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
Основным событием недели для рынков стали парламентские выборы в США. По их результатам нельзя сделать какие-либо однозначные выводы, что очень понравилось спекулянтам и инвесторам, выдохнувшим, мол, все это закончилось. Просто выборы неприятная процедура даже в Нью-Йорке. После того, как нижнюю палату парламента взяли под контроль демократы, верхнюю оставили республиканцы, а Трамп сохранил бодрость духа, оптимистический настрой и свой пароль к твиттеру, начались покупки. Как результат, пятницу индекс S&P500 начнет на отметке в 2806 пунктов, отыграв большую часть потерь последней коррекции и прибавив по сравнению с нижней точкой своего недавнего падения почти 200 пунктов. При этом остается сильным доллар, который уже торгуется на уровне 1,13 по отношению к евро.
Продолжает радовать нефть. Котировки Брента уже опустились к $70 за баррель. Если бы снижение проходило в таком темпе еще пару месяцев, то даже выполнение популистских обещаний Юлии Тимошенко снизить тарифы в два раза стало бы возможным. Как в сказке. Но сказки, к сожалению, в основном встречаются в книжках и избирательных программах кандидатов.
На фоне падения нефти одни такие сказочники из Венесуэлы уже предложили странам ОПЕК торговать не в долларе, а в виртуальной венесуэльской валюте. Которая, несмотря на всю свою прогрессивность и виртуальность, в последние месяцы ведет себя точно так же, как и обычная венесуэльская валюта. То есть стремительно летит вниз. Ответ стран ОПЕК не стал достоянием гласности: может из-за цензуры, или они попросили своих коллег по нефтяному счастью россиян привезти пару дипломатических самолетов того, что позволяет венесуэльским лидерам придумывать такие прогрессивные идеи.
В украинском сегменте еврооблигаций основным ньюсмейкером является Нафтогаз, который отправился в роад-шоу продавать свои еврооблигации. Судя по всему, размещение будет во вторник: к пятнице они доберутся только до западного побережья США, разница во времени с которым не позволит стартовать процессу в Лондоне в нормальные часы. И не стоит забывать, что в самих штатах длинный уикенд, а размещаться в то время, когда половина управляющих портфелями уже отправились расчехлять свои яхты – плохая идея.
Пока точный объем сделки не известен, анонсировался выпуск в пределах $500 млн – $1 млрд. И доходность его явно превысит 10%, пусть и на сегодня Нафтогаз может претендовать на наименьшую среди украинских квазисуверенных заемщиков премию к суверену. Этот выпуск легко назвать Антиюля Бонд, ведь уничтожить компанию после его проведения будет очень дорого. Также не стоит забывать, что компания существенно снизила свой долг: теперь нужно привлекать финансирование со стороны — и для рефинансирования оставшейся валютной задолженности, и для того, чтобы были средства заплатить в бюджет все причитающиеся правительству дивиденды.
Суверенные бумаги за неделю лишь слегка снизились, потеряв незначительные пол пункта. Зато жизнь вдохнулась в варранты, которые подросли до 55% от номинала. Фокус иностранных игроков на событиях внутри страны сместился в сторону бюджета, благо идея ПнВК была похоронена самым эффективным украинским способом – созданием рабочей группы. Принять его как можно раньше было бы очень хорошей идеей, и рациональные банкиры почему-то ждут от украинских депутатов этого рационального поступка.
Да и для депутатов приятно. С одной стороны, можно будет уже спокойно бронировать отели на Мальдивах, не боясь, что вместо пляжа получишь ночные сидения под куполом среди таких же злых и расстроенных людей. Тем более, пока бюджет контролируется МВФ, туда особо и не засунешь множество своих хотелок, разве что у вас есть своя фракция и можно наколядовать еще пару статей бюджета на пожарные машины. С другой стороны, можно будет убрать риск срыва программы МВФ и приблизить деньги ЕС и Мирового Банка.
Продолжает укрепляться гривна, которая в очередной раз перевалилась через психологическую отметку в 28,0 гривен за доллар и торгуется теперь чуть выше 27,9. Такое поведение привычно для национальной валюты в ноябре: НБУ объясняет это тем, что у аграрной сверхдержавы хорошо идут продажи зерна. Тем не менее, децентрализация позволила местным бюджетам накопить достаточно денег, чтобы в конце декабря снова пойти играть в свою любимую игру «закопай детскую площадку под снег» и надавить на гривну, которая в районе нового года ожидается на уровне повыше 29,0.
На внутреннем фондовом рынке без перемен. Все спят и лишь иногда просыпаются, выходя на первичные аукционы Минфина, доходности на котором остаются стабильными, а объемы – умеренными.