Национальный банк опубликовал проект модели регулирования небанковских рынков 22 октября. Ровно месяц, до до 22 ноября, продолжается ее публичное обсуждение.
Представители НБУ ответили на вопросы, которые больше всего интересуют участников небанковского рынка.
1. Все ли компании «переживут» новые требования к капиталу (минимально необходимый капитал составит 3,2 млн евро для лайфовых страховщиков и 2,2 млн евро — рисковых) и внедрение директивы Solvency II?
Ответ: Во-первых, директива Solvency II предусматривает возможность внедрения принципа пропорционального регулирования. Это позволит средним и региональным СК работать в упрощенном режиме. Предусматривается поэтапное внедрение пропорциональности с учетом особенностей деятельности страховых и перестраховочных организаций.
Основные критерии, которые будут учитываться:
● объемы принятых на страхование рисков;
● виды деятельности;
● масштабы и сложность бизнеса (включая количество страхователей).
Во-вторых, Национальный банк планирует разработать графики приведения деятельности страховых компаний в соответствие с новыми требованиями лишь после детального ознакомления с состоянием страхового рынка и с учетом объективных сроков и возможностей страховщиков выполнить такие требования.
2. Будет ли перелицензирование компаний, когда Нацбанк станет регулятором?
Ответ: Перелицензирования не будет — это миф, который очень часто используется противниками «сплита». Все лицензии, выданные НКФП, в том числе и те, что действуют бессрочно, остаются действительными. Ни одного автоматического отзыва лицензий не будет.
3. Будет ли внедрена оценка бизнес-плана компаний во время выдачи новых лицензий, как это происходит на банковском рынке?
Ответ: Разработанная Национальным банком концепция лицензирования небанковских финансовых учреждений предусматривает ряд ключевых нововведений, одним из которых является внедрение процедуры оценки бизнес-плана финансового учреждения на стадии лицензирования. Составление учреждением качественного, продуманного бизнес-плана должно повысить ответственность ее руководителей и акционеров и понимание ими возможных рисков. Проведение Национальным банком оценки бизнес-плана позволит проанализировать модель бизнеса компании, а регулятору — оценить потенциал нового игрока и наличие у него ресурса для реализации намерений. Такой анализ необходим для оценки жизнеспособности и устойчивости учреждения на стадии первичного лицензирования и для более эффективного дальнейшего надзора за ним со стороны регулятора.
4. Почему в Белой книге не описаны механизмы вывода страховщиков с рынка и передачи их портфеля?
Ответ: Поскольку реформа небанковского финансового сектора и реализация видения Национального банка по регулированию будут требовать существенных изменений в нормативную базу, Белая книга также описывает модель нового законодательного регулирования рынков финансовых услуг. Белая книга не охватывает весь диапазон вопросов нового регулирования и надзора за небанковским финансовым сектором. В будущем Национальный банк намерен выдать дополнительные белые книги, посвященные отдельным сегментам небанковского финансового рынка. Они будут подробнее сосредоточены на целях и вызовах регулирования и надзора в отдельных сегментах рынка.
5. Какими будут требования к финансовым нормативам кредитных союзов, и действительно ли будет установлено требование к минимальному капиталу в 5 млн евро?
Ответ: В проекте новой модели регулирования предусмотрено внедрение различных подходов к регулированию и надзору за небанковскими финансовыми учреждениями в зависимости от источников и форм привлечения средств ними для своей деятельности. В одном сегменте будут объединены кредитные учреждения, которым будет разрешено привлекать средства от широкой общественности для кредитования и предоставления других финансовых услуг. К ним будут применяться требования к капиталу и другие финансовые нормативы на уровне европейских требований/нормативов, установленных Директивой 2013/36/ЕС о деятельности кредитных учреждений и Регламентом № 575/2013 о пруденциальных требованиях к кредитным учреждениям и инвестиционным компаниям. Согласно упомянутых документов минимальный размер регулятивного капитала должен составлять 5 млн евро.
Среди кредитных учреждений особым статусом будут обладать кредитные союзы, которым будет разрешено предоставлять финансовые услуги за счет возвратных средств без соблюдения требований к капиталу и пруденциальным нормативам, установленным в законодательстве ЕС. Неприменение к кредитным союзам подобных требований к капиталу в целом соответствует положениям Директивы 2013/36/ЕС о деятельности кредитных учреждений. Однако, пока такого исключения для украинских кредитных союзов нет в Соглашении об ассоциации с ЕС. Национальный банк предпримет необходимые меры для того, чтобы предложить соответствующие изменения в Соглашение об ассоциации с ЕС.
Напоследок Екатерина Рожкова отметила, что для Национального банка важны прозрачность, партнерство и диалог с участниками рынка, поэтому следующая встреча с ними состоится уже до конца ноября этого года.