В исследовательской компании GfK Ukraine отмечают: индекс потребительских настроений в июне этого года вырос на 2,7 пункта, по сравнению с предыдущим месяцем, и на 6,2 пункта за год.
Плюс 8 кв.м на каждого киевлянина
Не удивительно, что в Украине как грибы после дождя появляются новые магазины и бренды. Особенно «урожайным» этот год стал для Киева.
Согласно отчету Colliers International, объем площадей в киевских торговых центрах уже близится к 1,3 млн. кв.м. Это около 440 кв.м на каждого горожанина, что на 8 кв.м больше, чем в прошлом году. В первом полугодии этого года ввели в эксплуатацию ТЦ Smart Plaza (15,1 тыс. м2), Auchan Ритейл Парк Петровка (11 тыс. м2), первую очередь ТЦ Rive Gauche (20, 1 тыс. м2).
И останавливаться на достигнутом девелоперы не собираются. В Colliers International поясняют: насыщенность торговыми площадями в Киеве по-прежнему ниже, чем в европейских столицах. К примеру, в Варшаве на каждого жителя приходится 600 кв.м, что на 160 кв.м больше, чем у нас. Поэтому строить еще есть куда.
В 2018-2019 гг в Киеве запланировано открытие, как минимум, десятка новых торговых центров. Это, в частности, River Mall (55 тыс. м2), RETROVILLE (80,7 тыс. м2), Blockbuster Mall (142 тыс.м2), Good Life (7,5 тыс.м2) и др. Если все заявленные объекты введут в эксплуатацию, общая площадь столичных ТЦ пополнится на рекордные 650 тыс. кв.м и приблизится к 2 млн. кв.м.
КРЕДИТЫ НАЛИЧНЫМИ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ТОП-БАНКОВ
При этом экономические показатели в следующем году будут, мягко говоря, скромными. ВВП вырастет максимум на 3% (до 3,95 млрд. грн.), а минимальные зарплаты — всего на 500 грн. (до 4,2 тыс. грн.). Реальный рост зарплат, как прогнозировали «Минфину» кадровики, в следующем году может составить 10-15%. Таким образом в Киеве средняя зарплата достигнет 12,5-13 тыс.грн. Но с учетом инфляции реальной прибавки к доходам граждане практически не ощутят (в проекте бюджета рост цен запланирован на уровне 7,4%, но эксперты считают, что в реальности будет не меньше 9%). А расходы на еду и коммуналку только вырастут. Так, уже в этом месяце может подорожать на 23,5% газ для населения — об этом украинские власти договорились с МВФ. Это наверняка потянет за собой тарифы на горячую воду и отопление — ожидается, что они повысятся, как минимум, на 15-17%. Казалось бы, ситуация явно не для шоппинга. Тем не менее, и девелоперы, и сами продавцы ожидают, что армия покупателей будет только расти.
Не только IKEA и H&M
Девелоперы строят все новые и новые ТЦ не случайно. Спрос со стороны потенциальных арендаторов, то есть, владельцев магазинов, просто зашкаливает. Причем, развиваются не только уже присутствующие сети, но и открываются новые.
Этот год стал богатым на премьеры. Так, в Украину зашло сразу две мировые сети, которые присматривались к нашему рынку уже больше десяти лет, выбирая подходящий момент для старта. Речь идет о сети одежды H&M (открыла первый магазин в ТРЦ Lavina и анонсировала еще один в Sky Mall) и мебельном гиганте Ikea (откроет первую торговую точку в ТРЦ Ocean Plaza).
Эти сети, по мнению экспертов, не просто добавят товара на наш рынок, но и благотворно повлияют на развитие всего ритейла.
«Приход такого арендатора, как IKEA, положительно повлияет как на украинский рынок в целом, так и на сам торговый объект, где он решит разместить свой магазин. Прежде всего потому, что привлечет дополнительный трафик в выбранную локацию, в том числе и посетителей из регионов. Кроме того, приход новых крупных сетей — это положительный сигнал иностранным компаниям и другим ритейлерам, еще не представленным в Украине. Плюс — создается дополнительная конкуренция, что только на руку покупателям», — считает директор по развитию компании UTG Сергей Заика.
Помимо громких премьер, были и менее заметные. Директор департамента торговых площадей компании Arricano Анна Чуботина рассказала, что в этом году продолжили осваивать наш рынок турецкие сети.
«Во втором квартале этого года в Киеве открылись универмаги одежды Koton and DeFacto, первый магазин Zara Home. На весну 2019 года запланировано открытие первого магазина французской компании Decathlon (товары для спорта). Все это свидетельствует об оживление отечественной торговли. Несмотря на экономическую турбулентность и политическую нестабильность, Украина остается одним из последних неосвоенных европейских рынков с большим потенциалом», — пояснила Чуботина.
Кроме того, зарубежных ритейлеров вдохновляют настроения украинцев — они традиционно любят шоппинг и готовы оставлять в магазинах последние деньги. Торговцы также понимают, что, помимо официальных зарплат, у граждан есть и другие источники дохода. Чего стоят, к примеру, хотя бы переводы наших заробитчан. По подсчетам НБУ, в этом году они вырастут, по сравнению с 2017 годом, почти на 25% — до $11,6 млрд., а в 2019 году составят $12,2 млрд. Понятно, что львиная доля этих денег оседает в отечественных магазинах.
Из новинок эксперты отметили также британскую марку All Saints, итальянскую Penny Black, шведскую Livly, немецкую Hugo. Всего новички, по данным Colliers International, заняли в киевских торговых центрах около 4 тыс. кв.м.
Уже присутствующие в Украине сети, заметив небывалую активность конкурентов, тоже оживились. По словам Анны Чуботиной, многие вновь начали открывать новые магазины и выводить на рынок новые торговые марки. Хотя на волне кризиса 2015-2016 г планы ряда компаний по расширению были заморожены.
Например, снова начала открывать новые магазины сеть Argo Group. Она вывела на рынок голландский брэнд Scotch&Soda. MD Fashion также активно расширяется и представила новую ТМ спортивных товаров Under Armour. Продолжают прирастать торговыми точками также турецкий LC Waikiki, польские LPP Group и пр.
И, как оказалось, для реализации наполеоновских планов торговцев в Киеве попросту не хватает помещений. «Основная проблема — это отсутствие предложений в хороших торговых центрах. В Киеве в таких ТЦ все занято, схожая ситуация в регионах. Спрос превышает предложение, что провоцирует рост арендных ставок», — пояснила Чуботина.
Золотое дно
По данным Colliers International, вакантность в столичных торговых центрах составляет порядка 5,3%. Для сравнения — в прошлом году этот показатель достигал 5,6%, а в 2016% и вовсе 10%. Эксперты прогнозируют, что к концу этого года пустовать будет не больше 4,5% торговых площадей в Киеве.
Усиление конкуренции за лучшие площадки позволяет девелоперам играть с ценами. Формально арендные ставки, по сравнению с прошлым годом, не выросли. По данным Colliers International, они варьируются от $72 до $83 за кв.м в месяц. Для сравнения: в 2016 году за квадратный метр торговой площади в Киеве просили $65-80. Но так как ставки все чаще номинируются в американской валюте, стоимость которой к гривне в последнее время заметно выросла, арендовать площадку под магазин становится все дороже. Скажем, если в прошлом году для магазина площадью 100 кв.м нужно было 180 тыс. грн. в месяц, то сейчас — почти 202 тыс. грн.
«При сохранении стабильной экономической ситуации, арендные ставки, скорее всего, будут расти. Но в случае ухудшения экономической конъюнктуры, а также запуска всех запланированных к открытию новых объектов, арендные ставки могут снизиться, в первую очередь, в наименее успешных ТЦ», — отмечают в Colliers International.
Эксперт рынка недвижимости Михаил Артюхов прогнозирует также усиление интереса к покупке торговых площадей со стороны потенциальных инвесторов.
«Спрос на торговые площади выше, чем на другие виды коммерческой недвижимости (отели, офисы, промышленность). Но крупные ТРЦ сегодня интересуют единичных покупателей. Более привлекательны отдельные магазины, хотя владельцам и потенциальным покупателям сложно договориться о «справедливой цене», — говорит Артюхов. Покупатели активизировались не случайно — многие ищут магазины не для себя, а для последующей сдачи в аренду. И, по мере роста арендных ставок, армия желающих вложиться в торговлю будет только расти, — прогнозируют эксперты.