Дальше так просто уже не будет. Кабмину придется решить практически нерешаемую задачу: с одной стороны, сохранить умеренные расходы ради продолжения сотрудничества с МВФ, с другой – «стимулировать» депутатов проголосовать за бюджет, увеличив интересные для них расходные статьи. Кто точно в этот раз останется без «плюшек» — так это население: едва ли не впервые в истории независимой Украины в предвыборный бюджет не заложено финансовое умасливание электората.

Итоги предварительных торгов

В команде Гройсмана явно не ожидали такого поворота событий. Ведь еще накануне рассмотрения в Раде достаточного количества голосов за успешное прохождение законопроекта в парламенте не набиралось. Да и основные торги за бюджет начнутся только сейчас. Поэтому перед первым чтением раздали по мелочевке. Во-первых, Кабмину пришлось отказаться от изначально задекларированного в бюджетном законопроекте права самостоятельно распределять бюджетные деньги (например, те же субвенции или финансирование отдельных проектов в рамках бюджетных программ), допустив к процессу и депутатов. 

Во-вторых, Минфин вынужден был раскошелиться. Уже к первому чтению депутаты подали правки общей стоимостью 2,2 трлн грн. С профильным бюджетным комитетом сошлись на тысячной доле от заявленного. Для этого увеличили плановые отчисления НБУ в бюджет с 45,6 млрд грн до 47,6 млрд грн. И перераспределили 2,1 млрд грн бюджетных капиталовложений. Благодаря этому самые изворотливые мажоритарщики выбили для своих округов деньги на самое необходимое – проекты водоотвода, реставрацию учебных заведений и т.д. Что теперь смело смогут записать в свой актив.

Вообще же местные бюджеты смогли отвоевать у Минфина в этот раз немало. Например, была реанимирована субвенция на социально-экономическое развитие, которую ведомство Маркаровой хотело навсегда вычеркнуть из госбюджета – на места поступит еще 4.5 млрд грн., также депутаты придумали новый вид субвенции — на ремонт и строительство спорткомлексов в регионах и выделили на нее 150 млн.

 Увеличили и расходы на медицину: на 60 млн грн больше дали на программу экспериментального лечения, плюс 200 млн – на лечение граждан за границей, плюс 626 млн – на закупку лекарств и медицинских изделий для лечения сердечно-сосудистых, онкологических и онкогематологических заболеваний.

Последующее прохождение бюджетного законопроекта через сессионный зал будет стоить все дороже. Однако резервов у правительства не так уж много. По оценкам Счетной палаты, сейчас есть возможность увеличить общую сумму доходов в проекте госбюджета как минимум на 17,6 млрд гривен: за счет сборов от налога на прибыль предприятий — на 13,2 млрд грн, «импортного» акцизного – на 4,4 млрд грн. А раздувать расходы для Кабмина в данной ситуации смерти подобно.

Ни копейки лишней

Под присмотром МВФ Минфин в этом году проявил невероятную прижимистость. Ее апогей – сокращение расходов на органы власти. В поданном в парламент бюджетном законопроекте правительство предложило сократить расходы в сравнении с нынешним годом на Государственное управление делами – на 397 млн грн, на Верховную Раду — на 60,6 млн, на Кабинет Министров – почти на 156 млн грн.

Без долгожданного повышения зарплат останутся судьи – заключительные положения законопроекта приостанавливают соответствующую статью Закона «О судоустройстве и статусе судей». С 1 января 2019 г согласно этому закону оклад судей местных судов должен был составлять 25 прожиточных минимумов, то есть около 46,3 тыс. гривен, судей апелляционных и высших спецсудов — 40 прожиточных минимумов (74 тыс. грн).

Фактически замораживаются в следующем году и зарплаты госслужащих. Поскольку в проекте бюджета сделана оговорка, что запланированное в профильном законе повышение «применяется в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов». Что является беспрецедентным случаем для предвыборного бюджета.

Стоит ли говорить, что к повышению социальных стандартов правительство подошло столь же сдержанно. Фактически повышение запланировано на уровень ожидаемой инфляции. Например, 1 марта будущего года впервые должна быть проведена автоматическая индексация пенсий в соответствии с инфляцией и ростом зарплаты. В Минсоцполитики уже сообщили, что зарплата, которая учитывается в формуле перерасчета пенсий, увеличится на 17%. Реально же проиндексированные пенсии вырастут на 9-15%.

Всего на 9% вырастут в следующем году учительские зарплаты. При том, что запланированный на будущий год уровень инфляции – 7,4%. Но даже такое повышение вызывает скрытое недовольство у преподавателей вузов. Ведь за последние два года благодаря правительственным инициативам зарплаты учителей средних школ должны были вырасти на 75%. А вот преподаватели вузов остались за бортом этого повышения. Не предвидится также рост зарплат медперсонала. Несколько сгладить ситуацию может разве что начатая медицинская реформа, в соответствии с которой зарплаты семейных врачей поставлены в зависимость от количества заключённых с пациентами договоров на обслуживание. Но вот врачи других специальностей встретят новый год со старыми зарплатами.

В этот раз правительство уделило особое внимание военным. Во-первых, после массового перерасчета общих пенсий в этом году Кабмин запустил «осовременивание» пенсий военных, которое будет происходить в несколько этапов. По данным Минсоцполитики, в этом году пенсии военных в среднем увеличатся на 1476 грн, в следующем году – еще на 738 грн. Кроме того, премьер уже пообещал, что в следующем году минимальная заплата для людей в погонах составит 10 тыс грн.

Впрочем, тут вспоминается еще одно премьерское обещание — до конца года средняя зарплата по Украине дорастет все до тех же 10 тыс грн. По итогам августа этот показатель составил 8977 грн. (сократившись по сравнению с июлем, когда было зафиксировано 9170 грн). И до конца года вряд ли дорастет до обещанной планки. Минфин же стимулировать ускоренный рост зарплат тоже не намерен: в следующем году зарплатная минималка вырастет на 12% (до 4173 грн).

В целом же в следующем году социальные траты будут очень и очень скромными. Например, расходы сводного бюджета на социальную защиту и социальное обеспечение в 2018 г составили 165,4 млрд. В будущем году – почти на 10 млрд меньше. Что вполне объяснимо: на следующий год припадает один из пиковых выплат по внешним долгам. По информации Минфина по состоянию на 1 октября, в следующем году платежи по погашению и обслуживанию государственного долга составят 356,98 млрд грн., т.е. едва ли не треть бюджета-2019.

Откуда возьмут деньги

Подчиненные Оксаны Маркаровой весьма аккуратно подошли и к формированию доходных статей. В целом прирост поступлений в казну составляет чуть больше 10%, что опять-таки легко достижимо за счет, как минимум, все той же инфляции и дальнейшей девальвации гривны. В частности, доходы от налога на прибыль должны вырасти на 12%. Это означает, во-первых, что власть окончательно отказалась от идеи ввести со следующего года налог на выведенный капитал.

Во-вторых, чтобы выполнить такой план, налоговой не придется особо усердствовать – поступления по этому налогу и без того всегда превышают плановые показатели. В частности, по данным Государственной казначейской службы Украины, за январь-август в общий фонд госбюджета было собрано почти 72,4 млрд грн, что почти на 21% больше плановых показателей на этот период. Таким образом, чтобы фискалы выполнили план по этому налогу и в следующем году, предприятиям достаточно будет сохранить отчисления на нынешнем уровне.

А вот планы по сборам от налога на доходы физлиц выполняется практически один в один. При этом в следующем году налоговой придется собрать от этого налога на 16,6% больше. Отчасти, дополнительные поступления будут обеспечены за счет роста зарплат. Но они подрастут всего процентов на десять. Очевидно, остальное рассчитывают получить за счет детенизации рынка труда. Что это означает, объяснять не нужно.

К слову, от импортного НДС казна, согласно планам Минфина, в следующем году должна получить 339,4 млрд грн, всего на 39,4 млрд больше, чем в текущем году. Это означает, что с помпой задекларированная правительством борьба с контрабандой, по-тихому сошла на нет. И никаких дополнительных сотен миллиардов от перекрытия контрабандных схем казна, как минимум, в следующем году, не увидит.

Впрочем, главная задача, которую придется решать правительству в следующем году – погашение старых долгов перед МВФ. И делать это Минфин собирается за счет привлечения новых долгов: по внешним долгам в 2019-м Украина должна выплатить 165,39 млрд грн (для сравнения: в 2018-м — 91,34 млрд грн). При этом одолжить на внешних рынках Минфин собирается 143,9 млрд грн. Безусловно, сделать это будет проще и дешевле при наличии новой кредитной программы с МВФ. Но, очевидно, первые поступления мы увидим после того, как будет принят и одобрен экспертами кредитора бюджет.

Тамара Звирухо