Наша страна по итогам прошлого года получила из-за рубежа $12 млрд. Выше нас по этому показателю только Вьетнам, у которого $14 млрд. Но во Вьетнаме население 100 млн, в то время как в Украине, по разным оценкам, около 35 млн. человек. Тенденция совсем неутешительная.
На этом графике хорошо видны удары по Украине 2008-09 года и 2013-14 годов, когда поступления из-за рубежа падали: люди начинали аккумулировать деньги. Также можно увидеть тенденцию 16-го года: с введением безвизового режима пошел решительный рост объема переводов.
На графике справа показаны украинские поступления в сравнении с мировыми по итогам 2017 года. Если исходить из наших $12 млрд и $600 млрд по всему миру, то доля Украины составляет 2% мировых поступлений. Наша страна по этому показателю занимает первое место в Европе. Украинские «заробитчане» формируют валютный баланс страны, обеспечивая, по разным оценкам, от $9 до $20 млрд поступлений. По сути, ни один из зарубежных институциональных инвесторов в нашей стране сегодня не дает такого притока валюты, как наши граждане, работающие за рубежом.
«Бермудский треугольник» денежных переводов в Украину
Основной объем валютных поступлений попадает в страну неофициально. Банковская система выдавлена финтехами и «сарафанным радио» — соседями, водителями, автобусами, поездами и т.д.
На графике видны основные страны-доноры, которые делают инъекции валюты в Украину — это Польша, Россия, США и Чехия.
По статистике НБУ, за 2017 год эти поступления составляют около 9,3 млрд долларов. По информации ПриватБанка, только из Польши в прошлом году зашло $9 млрд, по данным Мирового Банка — $12 млрд, а по информации Азиатского Банка Развития — $20 млрд. Точных методик подсчета пока нет: сложно посчитать, сколько провозится в карманах или поездами.
Все четыре страны, лидирующие по объемам переводов, дают минимальный процент поступлений через официальные каналы. Например, Польша дает только 5%, Россия — 30%, Чехия — 8%. Это так называемый «бермудский треугольник» поступлений. В то же время доля официальных переводов из стран с высоким процентом безналичных расчетов равна 80-100%.
Польша переманивает не только рабочую силу из Украины, но и молодежь
Данные Юнеско за 2016 год показывают, что страны, куда уезжают учиться украинские студенты, на 80% совпадают с теми, куда наши граждане едут на заработки — это Польша, Россия, Германия и Италия. Украинцы замещают поляков, которые уехали в Германию, Англию, Францию и вряд ли вернуться. И в Польше сейчас делается все, чтобы удержать наших граждан. В итоге они получают замещение квалифицированной трудовой силы, а мы – нет.
Нашим «заробитчанам» в Польше доступны льготные тарифы на отправку средств в Украину, есть удобная инфраструктура, социальная поддержка. Украинским трудовым мигрантам помогают адаптироваться к местным условиям, и они не хотят возвращаться, а наоборот, забирают с собой семьи. Если раньше в Польшу ехали из четырех соседних областей, то сейчас география расширилась за счет регионов Центральной и Восточной Украины — это уже системная проблема для страны. 99% украинцев, работающих в Польше, — это разнорабочие, которые отработали сезон, вернулись в Украину и ждут следующего вызова. То есть в Украине они не работают.
Каналы переводов денег от трудовых мигрантов
Основная доля официальных платежей в Украину из Польши поступает через польские Кредобанк и Идея Банк. Но это канал для самой социально защищенной группы: тех украинцев, которые имеют в Польше легальный статус, стабильную работу, нормальную зарплату. Им нет смысла рисковать, проще заплатить 40 евро в эквиваленте и спать спокойно, понимая, что через полчаса деньги будут зачислены. Средняя сумма перечисления из Польши — 1,3 тыс. евро. Это связано как с материальными возможностями, так и с требованием IML: без особого контроля можно перечислять от 1000 до 5000 евро.
Среди других каналов для перевода денег – небанковские финучреждения. В Украине сейчас зарегистрировано 61 финтех-компания. Выбор колоссальный. При этом используются уловки: перечисление бесплатное, но потом переводят из злотого в евро или доллар по невыгодному курсу. Делать переводы можно при помощи соцсетей и т.д.
Причина, по которой «заробитчане» предпочитают неофициальные каналы переводов, очевидна: когда человек приходит в банк, ему говорят — «идентифицируйся», а он не может подтвердить происхождение денег. Он выполнил работу у хозяина и ему заплатили без налогов, без регистрации. Поэтому он боится перечислять эти деньги сюда, оставляя следы по официальным каналам. В Польше он налоги не заплатил и здесь не хочет платить, поэтому все идет в серую.
В Чехии более строгие требования к трудовой силе, необходима четкая регистрация. Нет сезонных, полусезонных людей из соседних областей, которые поработали и ушли. Нужно пройти официальную процедуру трудоустройства, получить все социальные обязанности и льготы, а после этого можно пользоваться всеми благами.
У нас уже работает даже так называемая система «Хавала». Это известная исламская система, когда можно дать деньги в «точке» на базаре в Йемене, а получить их в ОАЭ или любой другой стране мира. Тариф за перевод - 1%. То, что эта система вошла к нам, говорит об одном: объем неофициальных перечислений или «серые» каналы захлестнули Украину, и надо как-то регулировать ситуацию, потому что сейчас она вне контроля.
Деньги от трудовых мигрантов надо легализовать, эти деньги надо узаконить с налоговой точки зрения. Если человек не может объяснить, откуда у него деньги, он может провести их через определенные каналы, заплатить 3-5% и т.д. Есть два банка, которые уже работают, если нужно – необходимо приобщить к решению вопроса Антимонопольный комитет, выровнять тарифы. Хотя это и не решит основную проблему – то, что украинцы уезжают из страны, оставляя «пробелы» на рынке труда.
«Розыгрыш от ТОП банков» — ваш шанс получить 20 тыс. гривен к новогодним праздникам!