Украинцы массово пересаживаются на мотоциклы. По данным компании Autoconsulting, в первом полугодии продажи новой мототехники в нашей стране побили все рекорды — было реализовано почти 8,8 тыс. шт. Это на 70,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Растет и рынок б/у мотоциклов, но тут динамика ниже — 23,5% за полгода. Показательно, что автомобили украинцы покупают куда менее охотно. Так, в июне продажи новых машин упали на 5%, по сравнению с маем, и почти на 9,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Минфин» разбирался, почему в Украине начался мотобум и долго ли он продлится.
Бюджетная езда
Глава Autoconsulting Олег Омельницкий называет несколько причин ажиотажа на рынке мотоциклов. «Первая и главная — автомобили становятся доступными все меньшему числу украинцев. Доходы граждан растут, мягко говоря, не так быстро, как им того хотелось бы. А желание обзавестись хоть каким-то транспортным средством остается. Поэтому многие выбирают мотоциклы, которые намного дешевле авто и в то же время дают свободу передвижения», — поясняет он.
Дополнительным аргументом для потенциальных покупателей стали высокие цены на бензин и дизель. Мотоциклы намного экономнее автомобилей. Средний расход топлива составляет 2,5-3,5 литров на 100 км, тогда как для среднестатистического авто этот показатель — 6-10 литров. То есть при средней стоимости бензина А-95 в 30 грн./л, 100 км на мотоцикле можно проехать за 75 — 105 грн., а на авто — за 180-300 грн., — подсчитал владелец площадки по продаже мототехники Bike Александр Кайсаров.
Продавцы также изрядно потрудились, чтобы убедить украинцев массово покупать мотоциклы. В последнее время заметно выросло предложение мототехники, и, в первую очередь, продукции недорогих китайских и корейских брендов.
Лидером украинского рынка мотоциклов, по итогам полугодия, стал китайский Spark который контролирует 16% рынка. Буквально в шаге от него другой китайский бренд – Musstang. В последние месяцы Musstang даже удалось обойти по продажам конкурента, но в итоговых цифрах по полугодию это еще не заметно. Скорее всего, битва за лидерство обострится во втором полугодии, — прогнозируют эксперты.
Стоимость новых мотоциклов Spark стартует всего с 15-17 тыс. грн., а премиальные модели этой марки стоят до 40 тыс. грн. По нынешнему курсу это порядка 500-1,5 тыс. долларов. Мотоциклы Musstang можно приобрести почти за такие же деньги — 600-1,6 тыс. долларов. Понятно, что автомобиль за такие деньги не купишь.
Сравнительно недорогой способ обзавестись техникой особенно оценили в украинской глубинке. Наибольший спрос на мотоциклы наблюдается в западных областях Украины, а лидируют по объемам продаж Ровенская область и Волынь. «Показательно, что лидеры по продажам автомобилей совсем другие — это, в первую очередь, крупные мегаполисы: Киев, Днепр, Харьков, Одесса», — отмечает Олег Омельницкий.
Игрушка за 2,5 миллиона
Другая составляющая мотобума — активизация состоятельных покупателей. Так называемые «идейные» клиенты мотосалонов — богатые граждане, для которых мотоцикл — не столько средство передвижения, сколько модная игрушка и хобби. «Байкеры, как правило, уже имеют в своих гаражах авто и не экономят на мотоциклах, обеспечивая высокие продажи в элитном классе мототехники», — рассказал Омельницкий. К примеру, в первом полугодии зафиксирован существенный рост продаж именно дорогих мотоциклетных марок — Honda, BMW, Ducati. В мае и июне продажи такой техники буквально рванули, увеличившись почти вдвое.
Стоимость отдельных моделей может достигать 30-50 тыс. долларов и больше. К примеру, в салонах «АВТ Бавария» цена мотоциклов стартует с 173 тыс. грн (за такие деньги можно купить, к примеру, модель G 310 R). Верхняя ценовая планка — 2,5 млн. грн (за мотоцикл К-серии HP4 Race). У «Хонда Украина» цены на мотоциклы варьируются от 2,8 тыс. долларов (модель GLR125) до 37,9 тыс. долларов (GL1800 Gold Wing Tour, DCT).
Эксперты говорят, что многие байкеры имеют в своих гаражах по 2-3 мотоцикла и активно их обновляют. Продажи дорогих мотоциклов бьют рекорды в крупных городах — в Киеве, Днепре, Харькове и Одессе.
Мото— евробляхи уезжают в села
Украинский моторынок, точно так же, как и рынок автомобилей, страдает от засилья евроблях. Интернет переполнен объявлениями о продаже нерастаможенных мотоциклов из Польши. Цены — как минимум, на треть ниже, чем на аналогичные модели на украинских номерах. К примеру, нерастаможенный мотоцикл Yamaha R1 2008 года выпуска продается за 3,8 тыс. долларов. Такой же на украинской регистрации будет стоить уже не меньше 5,5 тыс. долларов. Более дешевые бренды на евробляхах, скажем, китайские, можно купить и за 200-300 долларов.
Как рассказал «Минфину» директор одесской компании «Авто-мото из Европы» Олег Тимченко, спрос на мотоциклы на евробляхах очень высокий. «В отличие от автомобилей на еврономерах, к которым сейчас повышенное внимание полиции и налоговиков, мотоциклы никто особо не проверяет. А в селах можно вообще спокойно ездить годами. О случаях, чтобы кого-то оштрафовали или конфисковали технику, я не слышал», — рассказал эксперт.
Впрочем, такого бума на евробляхи, как на авторынке, в сегменте мотоциклов пока нет. Отчасти это поясняется широким выбором новых недорогих моделей — покупатели попросту не видят смысла рисковать ради возможности сэкономить пару сотен долларов.
Как считает Олег Омельницкий, до конца года продажи новой мототехники продолжат бить рекорды. Хотя дальнейшее развитие событий будет во многом зависеть от экономической ситуации в стране.