«Комплексное видение вопроса Нацбанк озвучит этой осенью – к тому времени мы финализируем стратегию макропруденциальной политики», — сказала она.
По словам Рожковой, основная задача соответствующего регулирования состоит в том, чтобы отслеживать накопление системных проблем.
«Сначала проводится анализ исторических данных банков. Когда мы все банки соберем вместе, мы можем сопоставить их ожидания с нашими макропрогнозами. Допустим, мы видим, что кредитование какой-то конкретной отрасли растет слишком быстрыми темпами, тогда как монетарное подразделение НБУ ожидает снижение цен на товарных рынках. В этом случае макропруденциальная политика требует установить ограничения, будь-то на весь сектор или какой-то отдельный сегмент», — объяснила она.
Замглавы отметил, что действующий микропруденциальный надзор не позволяет увидеть общую картину, поскольку сосредоточен на конкретном банке, у которого все может быть хорошо.
Кроме того, Рожкова анонсировала работу над имплементацией Директивы 2014/59/ЕС. После внедрения указанного документа, НБУ, помимо бизнес-плана, намерен затребовать у банков так называемый «план восстановления».
«Это план действий в кризисной ситуации, но не в случае системного кризиса. Если триггер такой ситуации наступает, мы скажем банку — быстро включай свой план восстановления и уже делай вот это и это», — сказала банкир.
В свою очередь Фонд гарантирования вкладов на основании плана восстановления должен будет разработать план урегулирования обязательств.
«Например, если план восстановления не сработает, тогда Фонд должен будет оценить, есть ли возможность какую-то часть бизнеса сразу отделить и продать или просто присоединить к другому банку вместе с депозитами, или отдать под санацию. Иной банк, может быть, к сожалению, придется ликвидировать», — объяснила она.
Рожкова также отметила, что все эти планы будут постоянно обновляться.
«Вот так это работает: от бизнес-модели на уровне микропруденциального надзора к консолидации бизнес-планов в макропруденциальном надзоре, затем на случай стресса будет план восстановления, а в случае неплатежеспособности – план урегулирования обязательств. Главная задача такого подхода — минимизировать потери, как государства, так и клиентов банков. Это то, что говорит евродиректива 2014/59/ЕС и это то, что мы планируем имплементировать», — подытожила она.