Процессинговые центры перестают ориентироваться только на банки, страховые и финансовые компании. В их целевой аудитории теперь также крупные торговые сети и компании, которые работают на рынке e-commerce.
Как после кризиса изменилась ситуация с процессинговыми услугами в Украине, разбирался Минфин.
Три лидера
Процессинг, в широком понимании, – это процесс сопровождения безналичных транзакций. Фактически он представляет собой скрытую часть любого платежа – процессинговые центры обрабатывают и связывают между собой всю информацию о движении средств из точки А в точку Б.
Функционально процессинг принято разделять на эмиссионный (обслуживание пластиковых карт) и электронный (платежи с участием счетов, торговый эквайринг, обслуживание сетей банкоматов). Украинские провайдеры процессинговых услуг, как правило, работают одновременно в двух направлениях.
Более примечательна классификация процессинга в зависимости от того, с кем работает тот или иной провайдер. Все ПЦ условно можно разделить на три группы:
— универсальные небанковские процессинги, работающие со всеми участникамии рынка (Украинский процессинговый центр (UPC), Укркарт);
— in-house провайдеры, ориентированные исключительно на свой материнский банк (Приват, Ощадбанк, Укрсиббанк, Альфа-Укрсоцбанк, Кредит Днепр);
— банковские ПЦ, предоставляющие аутсорс-услуги другим финучреждениям (ProCard Конкорд Банка, TAS-Link группы ТАСкомбанка, процессинг ПУМБа).
Лидеры рынка – UPC, ПУМБ и Укркарт, которые совокупно обслуживают 63 из 82 работающих украинских банков. В портфеле UPC 25 финучреждений, ПУМБ сотрудничает с 23 банками, Укркарт работает с 15, ТАС-Линк – с 7.
UPC принадлежит австрийской Raiffeisen, среди ее клиентов крупные банки – Райффайзен Банк Аваль, Креди Агриколь, Сбербанк, ОТП, Пивденный. Укркарт работает, в основном, с небольшими финучреждениями. До недавнего времени единственным крупным клентом был Укргазбанк, но в прошлом году с компанией начал работать Проминвестбанк. ПУМБ не раскрывает перечень своих партнеров.
Клиенты процессингов могут пересекаться. Например, банки Украинский капитал, ПроКредит и ВТБ работают одновременно с UPC и TAS-Link. Укрбудинвестбанк пользуется услугами и UPC и Укркарт. Последняя в этом году готовила апгрейд систем безопасности банка ПУМБ.
«Наличие собственного процессинга никак не ограничивает банки в использовании решений других процессингов, а также в интеграции этих решений с собственным процессинговым центром. При разработке нового карточного продукта важно комплексно изучить расходную составляющую и оценить решения, которые уже существуют на рынке», — отмечает начальник управления проектного менеджемента банка Кредит Днепр Михаил Лабунский.
Лидеры рынка процессинга также развивают крупнейшие банкомантные сети: UPC занимается сетью АТМосфера, ПЦ ПУМБа курирует сеть Радиус.
Жизнь после кризиса
Кризис несколько пошатнул позиции лидеров рынка. Из-за банкротства банков-партнеров UPC потеряла по сравнению с 2013 годом почти 20 клиентов (было 42) и около трети платежных карт, зарегистрированных в ее системах. Похожие показатели потерь и у процессинга ПУМБ.
Один из заметных игроков рынка – Украинская финансовая сеть (UFN) – из-за банкротства почти всех ключевых клиентов (крупнейшим был Платинум банк) фактически прекратила активную деятельность еще в 2017 году.
Но кроме физического сокращения рынка, усилилась и сама конкуренция: свое присутствие в этой сфере пытаются наращивать процессинговые центры, которые до этого концентрировались на одном или нескольких клиентах, появляются новые игроки. Например, TAS-Link вышел на «широкий рынок» в 2016 году, ProCard Конкорд Банка был создан в 2.015-м. «Мы видим большой потенциал в развитии собственного процессинга, который строится для в том числе для внешних клиентов. Рынок цифровых платежей развивается во всем мире. Украина пока находится в статусе «догоняющей» страны в этой сфере, зато это дает хорошую перспективу новым сегментам бизнеса. Активность VISA и MasterCard в нашем регионе только подтверждают это, — говорит директор ПЦ ProCard Ирина Цыганок.
Содержать дорогостоящий с технологической точки зрения процессинг, который работает только на материнский банк, стало невыгодно. Банкам приходится постоянно финансировать подразделение, которое теоретически могло бы стать довольно прибыльной бизнес-единицей.
«Банки, которые имеют собственный процессинг, периодически предлагают перейти к ним на обслуживание. Вероятно, для содержания собственного процессинга им необходимо привлекать на ослуживание и другие банки», — рассуждает начальник сектора развития карточного бизнеса ОТП Банка Наталия Попко.
Сотрудничество с процессинговыми центрами на аутсорсинге имеет и ряд недостатков. По его словам, аутсорсеры практически не предоставляют банкам возможности контролировать технологическое сопровождение своего карточного бизнеса, кроме того, их услуги не эксклюзивны, что может не устроить отдельных клиентов.
«Такой вариант не позволяет вывести на рынок уникальный продукт. Кроме того, для банков всегда очень важен момент сроков обновления систем или внедрения новых проектов, а аутсорсинговые компании, как правило, работают одновременно с несколькими клиентами и не всегда могут выполнить задания в желаемый срок», — отмечает Лабунский.
По словам Ирины Цыганок, банки с небольшим объемом эмиссии карт препочитают пользоваться услугами «классических» процессингов. Над созданием собственных «in-house» решений задумываются игроки покрупнее.
Это касается преимущественно работы с картами, случай с эквайрингом более сложный: построить «домашнюю» эквайринг-платформу – это дорого. В копеечку обойдется и ее создание, и получение лицензии. Поэтому наиболее высокая конкуренция среди существующих процессинг-провайдеров наблюдается именно здесь: новые игроки появляются на рынке нечасто.
Будущее рядом
Банки – не единственные клиенты процессинговых центров. Сейчас их услугами все чаще пользуются платежные сервисы, финансовые компании и торговцы. Так, Укркарт сотрудничает с Укрпочтой и Госфискальной службой, TAS-Link обслуживает компанию Leogaming, которая сопровождает оплату сервисов в онлайн-играх. В клиентском портфеле ProCard значатся также страховые компании и несколько интернет-магазинов.
“Мировой тренд – движение транзакционного бизнеса в e-commerce. Это, в первую очередь, поддержка мобильных приложений для интернет-магазинов и маркет-плейсов, технологии безопасности платежей, таких как 3D Secure, новшества вроде NFC и QR-code, электронные кошельки, токенизация карт. Благодаря собственным разработчикам и программистам мы помогаем клиентам с решением их вопросов, локализируя иностранный опыт на украинском рынке», — рассказывает Ирина Цыганок.
По ее словам, доля e-commerce к 2020 году составит 24% всего транзакционного рынка. Поэтому банки и сервис-провайдеры, которые останутся на рынке, будут смотреть в сторону развития нестандартных продуктов, ориентированных именно на торговцев.
Востребованность услуг по обслуживанию карточных платежей также вырастет. Как отмечает зампредправления Укркарт Виталий Богданов, массив платежных карт в 2017 году в целом по рынку увеличился только на 5%, но количество безналичных операций с использованием карт выросло почти на 30%, а объем — более чем на 40%.
«Для удовлетворения спроса на качественную обработку данных, обслуживание транзакций платежных систем с сохранением высоких требований к безопасности, провайдеры больше внимания будут уделять системам удаленного обслуживания, интернет-банкинга, платежным чат-ботам и площадкам электронной коммерции», — говорит Богданов.
Пример влияния процессинговых сервисов для e-commerce на структуру финансового рынка – массовое появление финансовых компаний, которые выдают кредиты клиентам исключительно в онлайн-режиме. По словам Цыганок, речь идет не только о выдаче кредита и перечислении денег на карту, но и о погашении в виде регулярных платежных требований с карт должников, что еще несколько лет назад могли позволить себе только самые продвинутые игроки. «Предоставляя полный комплекс услуг связки процессинг+банк+ИТ компания разработчиков мы даем клиенту возможность клиенту получить готовый продукт, разработанный под него или полностью перенастроенный из стандартного предложения на рынке. Это дает возможность даже небольшой компании в виде запущенного, но еще «не раскрученного» start-up, предложить рынку свои услуги, развивая новые ниши или презентуя нестандартные продукты», — добавляет Цыганок.
Другое дело, что все требует серьезных инвестиций в софт, с которым работают современные ПЦ, причем вливания должны быть регулярными. «Минфину» рассказали в ПУМБ, что процессинг банка инвестирует в обновление ПО ежегодно. Как рассказала Цыганок, ПЦ ProCard перенес дата-центр в новое помещение. По ее словам, несмотря на то, что проект фактически стартовал еще в 2014 году, собственники до сих пор продолжают инвестировать в него средства.