Попасть в сети злоумышленников может любой отдыхающий. Ликбез о том, как распознавать признаки самых популярных ловушек, подготовила Ассоциация ЕМА. «Минфин» выбрал главное.
Все аферистские предложения имеют общие черты: они либо очень дешевые (ощутимо ниже средней цены по рынку), либо предлагают слишком заманчивые условия.
Как только у вас появляется ощущение «Вот это повезло!» — сразу же есть смысл насторожиться и перепроверить информацию. Мошенники могут придумать любое «сказочное» предложение, чтобы только заставить жертву купить «липовые» билеты или внести предоплату за несуществующие услуги.
Самые популярные сферы «отпускного» мошенничества:
- Онлайн-покупка транспортных документов (билетов на самолет, поезд или пароход, а также билетов на трансфер до курортных мест, отелей и т.д.).
- Онлайн-бронирование жилья, как в отелях или пансионатах, так и жилья у владельцев-физлиц;
- Онлайн-бронирование автомобилей напрокат;
- Онлайн-покупка и бронирование туристических путевок, туров, экскурсий;
- Онлайн-покупка билетов на развлекательные поездки, мероприятия, посещения достопримечательностей;
- Онлайн-покупка билетов на концерты и спортивные события.
Несмотря на то, что в списке указаны виртуальные покупки и бронирование, мошенники могут и по телефону «подтверждать» бронь или покупку несуществующего тура, билета и пр. Это делается, чтобы убедить жертву заплатить.
Как понять, что стал жертвой мошенников
- В аэропорту оказалось, что на самом деле ваш билет на самолет «не настоящий» или бронь билета не подтвердилась;
- По прибытию в отель выяснилось, что в нем нет номера на ваше имя. Либо вы арендовали апартаменты или коттедж для отдыха, а на месте выяснилось, что хозяева не знают о вашем приезде, бронь ненастоящая, или даже такие апартаменты вообще не существуют (!);
- Приобретенная на ваше имя путевка не существует или о ней не знают ни отель, ни туроператор;
- Вы узнаете, что на ваше имя не был забронирован автомобиль, билет на мероприятие или экскурсию;
- Контакты «продавца», который помог вам выбрать путевку, отель или автомобиль уже неактуальны, никто не снимает трубку и не отвечает на электронные письма;
- Компания, через которую вы якобы покупали и оплачивали свой отдых, на самом деле не существует: о ней нет сведений в Интернете или все отзывы негативные.
Здесь перечислены только некоторые неприятные ситуации, в которые можно попасть по вине «отпускных» мошенников. На самом деле, обманные схемы могут быть очень хитрыми и многошаговыми.
Сценарии мошеннических схем
Как правило, мошенники используют фактор сезонности – то есть, накануне и в разгар туристического сезона размещают объявления о продаже путевок или билетов на транспорт, экскурсии и т.д. Могут предлагать также дешевые билеты на концерты во время мирового турне известной группы или на спортивные матчи – во время проведения чемпионатов.
Объявления распространяют в Интернете, нередко используя месседжеры, социальные сети и туристические форумы, а также платформы для бесплатных объявлений. Часты случаи, когда для продажи фальшивых билетов создаются целые сайты.
Вся процедура выбора и брони/покупки происходит онлайн. Но порой мошенники указывают номер, по которому можно узнать «подробности» покупки или бронирования. Реже мошенники сами звонят своим жертвам, предлагая невероятно выгодные сделки.
Как обманывают с бронированием жилья и путевок:
- Жертва делает бронирование или покупку, переводя деньги на мошеннический счет. В результате, жертва либо не получает никаких подтверждающих документов о том, что что-то «купила» или «забронировала». Либо же получает фальшивые документы, которыми невозможно воспользоваться.
- Жертва оставляет на мошенническом сайте секретные реквизиты своей карты. Преступники получают доступ к карте и к деньгам. Также злодеи используют скомпрометированные карты, чтобы… оплатить реальные путевки, а затем неоднократно «продавать» их.
- Мошенники звонят жертве с «очень выгодным предложением» и убеждают ее купить тур или билет (заплатив вперед всю сумму или часть).
- Мошенники контактируют с жертвой по телефону, убеждая ее делать несколько денежных переводов под предлогом увеличения суммы предоплаты, необходимости оплатить всю стоимость путевки наперед и т.д. Эта схема будет работать, пока жертва не осознает, что уже заплатила слишком много, но не получила ни одного подтверждения или документа.
Как обманывают с бронированием билетов на поездки и мероприятия
Мошенники знают, как внушить доверие. Обманутые пользователи охотно верят «продавцу» или «агенту» и не хотят замечать опасные сигналы. Вот в какие ситуации попадают жертвы мошенничества с продажей фальшивых или украденных билетов:
- Билеты были оплачены, но не были доставлены ни по электронной почте, никаким другим способом. В иных случаях билеты должен был привезти курьер (иногда прямо перед посадкой на транспорт, началом мероприятия или заселением в отель) – но он не приезжает и не отвечает на звонки;
- Билеты были оплачены и распечатаны с сайта, однако оказались фальшивыми – их не приняли и невозможно возместить;
- Один и тот же билет был неоднократно продан разным людям, в результате только один билет оказался настоящим, не подделкой;
- Попытка найти компанию, которая продала недействительные билеты, не принесла успеха. Либо такой компании нет, либо оператор больше не отвечает. В некоторых случаях оказывается, что компания существует, но пользователю говорят, что на его имя нет и не было билета (фальшивый или украденный билет продавали мошенники), потому ни о каком возмещении ущерба быть не может.
Опасные признаки:
- Вы увидели в Интернете объявление об отдыхе по крайне низкой цене и с очень выгодными условиями;
- Вам написали (смс, электронное письмо, сообщение в месседжер) или позвонили от имени компании, услугами которой вы ранее не интересовались, и предложили отдых или развлечение (концерт, матч) по очень низкой цене. Мошенник может выдавать себя как за сотрудника известной туристической компании, так и использовать выдуманное имя компании, которой не существует;
- Веб-ресурс компании выглядит подозрительно – работает не через защищенное соединение (http вместо https), текст на сайте написан с ошибками, фотографии выглядят некачественными, о компании в Интернете совсем нет отзывов пользователей или все они негативные;
- Об апартаментах (либо — коттедже, хостеле или отеле), которые вы выбрали, очень мало данных в Интернете: всего несколько фотографий – и те на одном сайте;
- От вас требуют оплатить всю сумму наличными, либо сделав денежный перевод. Эти способы оплаты тяжело отследить и невозможно потребовать возврат;
- Вас торопят с оплатой (например, говорят, что путевка или бронь хороших апартаментов вот-вот уйдет другому человеку);
- Вам обещают скидку, если вы оплатите покупку или бронь немедленно;
- Билеты на мероприятия продаются не на сайтах официальных компаний-представителей или партнеров, а распространяются от имени частных лиц или неизвестных компаний.
Можно ли избежать мошенничества?
Для этого следует проявить осторожность, внимательность и потратить несколько минут на «расследование»:
- Не верить в обещания очень дешевого и при этом очень комфортного и интересного отдыха;
- Не отвечать на электронные письма и предложения от компаний, с которыми вы раньше не сотрудничали, чьими услугами не пользовались, а на рассылку — не подписывались. Не открывать ссылки и вложения в письма от неизвестных адресатов, ведь такие вложения могут содержать вредоносное вирусное программное обеспечение;
- Не верить неизвестным, которые звонят и предлагают невероятно большие скидки на отдых;
- Всегда проверять компанию, которая проводит продажу билетов или туров – поискать отзывы клиентов, юридический адрес компании и другую информацию;
- Обратить внимание на веб-сайт компании, который должен давать исчерпывающую информацию, грамотное консультирование, указывать юридический полный почтовый адрес компании, телефоны (в том числе, прямые городские), а также давать достаточное количество фотографий с мест, куда продаются билеты или туры. Проверить соответствие названия компании и домена. Если они отличаются – есть риск мошенничества;
- Проверить источник текста и фотографий на сайте – для этого воспользуйтесь возможностями Google-поиска;
- Отказаться от сделок, при заключении которых «оператор» торопит сделать платеж, аргументируя скидками, «конкуренцией» за место и т.д.;
- При покупке билетов на проезд через сайты компаний-посредников лучше уточнить наличие рейса на официальном сайте перевозчика;
- Не покупайте билеты или туры на сайте, который не предлагает подписать «Условия и положения» (регулируют политику возврата и политику конфиденциальности);
- Лучше пользоваться услугами проверенных операторов и продавцов;
- Не покупайте билеты на мероприятия, если согласно официальным сведениям, те еще не поступили в продажу;
- Проверяйте сайт на фишинг, не оставляйте данные своей карты на непроверенных сайтах;
- Не принимайте поспешных спонтанных решений, сделанных под влиянием момента и желания немедленно заключить выгодную сделку.
- Не оплачивайте бронь или услугу, пока не убедитесь в ее существовании. Не торопитесь принять слишком выгодное предложение.
- Сохраняйте все доказательства вашей переписки с продавцом.
- Заблокируйте вашу банковскую карту, если успели оставить ее данные на непроверенном веб-ресурсе. Устанавливайте лимиты на операции с картой.
- Обратитесь в полицию, если стали жертвой мошенничества!
Если вы уже стали жертвой мошенничества – соберите все доказательства (даже скриншоты электронной переписки и записи телефонных разговоров) и обратитесь в полицию. На сайте Киберполиции Украины заявление можно оставить в любое время суток.
При угрозе компрометации карты (например, при неудачной попытке купить билет или оплатить тур на неизвестном сайте) – срочно заблокируйте банковскую карту (сделайте это в личном кабинете Интернет-банкинга или позвоните по официальному номеру банка). Установите лимиты на операции с картой.