Можно придумывать десятки причин, почему «евробляхеры» преступники, но покупать более качественные товары по меньшей цене — это поведение психически здорового человека.

В Украине сложилась абсолютно нездоровая ситуация со стоимостью автомобилей. И ни желание наполнить бюджет, ни забота об окружающей среде, ни, тем более, забота о национальном производителе, не оправдывает дороговизну транспортных средств в нашей стране. Когда существует такая разница цен — люди всегда найдут способ, как заплатить дешевле. Не было бы «евробляхеров», были бы другие «бляхеры», но результат был бы тот же.

Мы идем в Европу. Откроем вам секрет — в ЕС все ездят на «евробляхах». И бюджет у них наполняется исправно, даже на качественные автобаны хватает. Так может не сопротивляться естественным евроинтеграционным процессам, а подумать как этот процесс возглавить и направить?

1. Никаких автопроизводителей нет

За 2017 год было произведено 7296 автомобилей, это больше на 63%, чем в предыдущем году, но назвать это полноценным производством нельзя. Объемы производства нельзя сравнивать даже с количеством импортируемых авто — 153 400 автомобилей, в бюджет поступило почти 21,3 млрд грн.

Поэтому пошлина, как элемент протекционизма по отношению к отечественному производителю, не имеет и не имела большого смысла, поскольку в Украине производились автомобили только малого класса. В то же время, высокий уровень налоговой нагрузки применялся даже для тех типов авто, которые никогда не производились в Украине: средний и представительский класс, микроавтобусы, грузовики.

Значительные налоги на все автомобили никак не способствовали повышению конкурентоспособности национального производителя. Напротив, отсутствие конкуренции позволило производителям устанавливать необоснованные цены, пример: «Ланос» ценой в 10 тыс. долларов. Таким образом, высокие пошлины и акцизы способствовали исключительно наполнению бюджета, то есть имел место фискальный эффект.

В то же время высокие ставки налогов привели к появлению различных схем полулегального (или совсем нелегального) ввоза автомобилей в Украину. После коллапса сферы автомобильного производства, пошлина утратила свою регуляторную функцию как косвенного налога.

2. Снижение акцизов привело к увеличению поступлений

С 1 августа 2016 г. Законом Украины №1389-VIII были установлены пониженные ставки акцизного налога на легковые б/у автомобили,. Например, на автомобили с объемом двигателя от 1500 до 2200 куб. см акцизный налог уменьшен в 6 раз. За 2017 г. с уменьшенными ставками акцизного налога было импортировано 69,5 тысячи авто с уплатой 5,1 млрд грн. (за 2016 год — 15,1 тыс. авто с уплатой 1,2 млрд грн.). В общем за 2017 г. импортировано 153,4 тыс. легковых авто, что на 77% больше, чем в 2016 году. Таким образом, либерализация налогов на импорт авто способствовала положительной динамике по количеству ввезенных автомобилей и уплате налогов.

3. Либерализация налогов приведет к цивилизованности рынка

В 2007-2008 годах, когда были доступны кредиты, особо никто не «парился» на счет стоимости авто, собственно как и других потребительских товаров. В частности, в 2007 году было импортировано почти 250 тыс. автомобилей на общую сумму 3,5 млрд долларов, налоговая нагрузка составляла 46%; в 2008 году — 370 тыс. авто на 5,7 млрд долларов.Когда кредитное плечо сузилось, а банки-мойки начали закрываться, остро встал вопрос доступности автомобиля.

Девальвация гривны и уменьшение ВВП повлияли на покупательную способность граждан, серьезно отразились на легальных импортерах автомобилей. Большинство автосалонов закрылось или переориентировалось на продажи авто низшего ценового сегмента.

4. Автомобили на еврономерах — это уже свершившийся факт

Существование «евроблях» — это уже свершившийся факт.«Евробляхи»уже в Украине, и их владельцы при наиболее неблагоприятных для себя условиях  — лишь отдадут свои машины на разборку.

Собственно, появлению и распространению автомобилей на еврономерах способствовало несколько факторов:

— необоснованно завышенные цены на авто на внутреннем рынке;

— наличие «перегонщиков», которые быстро приспособились к конкретным условиям и обстоятельствам;

— институциональная слабость государственных органов и их коррумпированность;

— отсутствие опасений относительно привлечения к административной ответственности вследствие неспособности государства сформулировать свою четкую позицию. Таким образом, «евробляхи» сработали как DDoS-атака, т.е., перефразируя, атака на государственную систему с целью довести ее до отказа. И система (таможня, пограничная служба, полиция) отказала.

Поэтому эту ситуацию необходимо урегулировать в любом случае. Затягивание решения этой проблемы приводит лишь к появлению новых «юнитов» — евроблях, ввозимых вплоть до закрытия «окна возможностей» в надежде на будущую амнистию.

По информации Государственной фискальной службы, по состоянию на 31 января 2018 г. на территории Украины находится почти 425 400 автомобилей с иностранной регистрацией. То есть, у нас прямо под ногами ресурс получения дополнительно около 200-400 млн долларов, если исходить из средней суммы таможенных платежей в 500-1000 долларов.

Самый простой выход из ситуации с «евробляхами» — отмена Евро-5. За счет низкой стоимости авто налоги тоже не будут слишком высокими, даже при сохранении действующих льготных ставок. Таможенное оформление таких автомобилей позволит ввести их в правовое поле Украины.

В случае положительного решения этого вопроса, легально приобретенные в странах Европы автомобили, вероятно, смогут получить возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте. При этом высвободившиеся средства (так как покупатель их уже заплатил при приобретении автомобиля) смогут частично перекрыть импортные платежи в Украине.

5. Устранить дискреции при импорте автомобилей

Таможенная стоимость импортируемых товаров, в т.ч. автомобилей, к большому сожалению, является объектом манипуляций, а следовательно и корупции. Поэтому необходимо рассмотреть вариант введения налога за единицу, а не от стоимости авто. Или, например, устанавливать размер таможенных и налоговых платежей исходя из года выпуска машины и объема её двигателя.