Что происходит на самом деле, и почему Нацбанк вынужден повышать ставку, рассказал Михаил Демкив, финансовый аналитик группы ICU.
С марта ставка находилась на уровне 17%, а темпы инфляции начали демонстрировать уверенное снижение. Так, в июне было зафиксировано 9,9% в годовом выражении и 0% прироста к предыдущему месяцу. В то же время курс доллара к гривне демонстрировал завидную стабильность.
Несмотря на, казалось бы, положительную ситуацию, в Нацбанке считают, что цены могут расти более высокими темпами, чем ожидалось. Для опасений есть ряд причин:
— повышение спроса за счет роста доходов. Средняя зарплата по стране за год выросла на 28%, или почти на 1,9 тыс грн., чему способствовала значительная трудовая миграция украинцев. Столкнувшись с дефицитом рабочей силы, украинские предприятия вынуждены повышать оплату труда. Доходы растут и за счет переводов мигрантов из-за рубежа, которые составляют потрясающие для европейской страны 8,4% ВВП. И общий объем этих поступлений будет только увеличиваться в 2018 и 2019 годах — до 11,6 и 12,2 млрд долл. соответственно. Не стоит также забывать об идее дальнейшего роста минимальной заработной платы — шаг, который может добавить электоральные баллы в предвыборный период. Как следствие — давление на инфляцию со стороны спроса.
Повышение учетной ставки имело довольно слабый эффект для депозитных ставок, но заметно повысило стоимость заимствований для правительства. Таким образом, высокая учетная ставка — это еще и предохранитель от чрезмерных расходов правительства, которые могли бы способствовать дальнейшему росту инфляции.
Программа МВФ на грани остановки. Базовый прогноз НБУ предполагает, что Украина в последний момент сумеет найти компромисс с этой финансовой структурой, чем разблокирует не только следующий транш, но и получение средств от других международных кредиторов, таких, как ЕС. Министерство финансов, похоже, уже готово выходить на международные рынки заимствований, как только станет ясна перспектива сотрудничества с Фондом в этом году. В случае положительного решения, Украина сможет осуществить будущие выплаты по государственному долгу без снижения резервов до уровня ниже трехмесячного импорта.
Однако в Нацбанке и в правительстве должен быть, и, я уверен — есть план «Б», на случай, если Украине придется проходить сложный период без сотрудничества с Фондом. В таком случае, высокие ставки делают гривневые инструменты более привлекательными в противовес варианту перевода средств в валюту. Поэтому этот фактор окажет положительное влияние на курс, несколько уменьшая спрос на валюту. Совершенно очевидно, что в этом плане и дальнейшее повышение учетной ставки на случай шторма на финансовых рынках страны, если те окажутся без поддержки МВФ. Понятно, что в такой ситуации не придется рассчитывать на ослабление валютных ограничений, а, вероятно, стоит ожидать противоположного.
К сожалению, ситуация на внешних рынках не является благоприятной для Украины. Штормит не только в традиционно проблематичной Аргентине, но и в куда более стабильной Турции, где ставки по локальным ценным бумагам в лире уже достигли 20%. Осмотрительные международные инвесторы всерьез опасаются подобного развития событий и в других развивающихся странах, к которым относится и Украина. Иностранцы не спешат вкладываться в гривневые ОВГЗ — после бума, который продолжался в октябре 2017 — марте 2018 гг., когда общий объем портфеля нерезидентов достигал 14 млрд грн. Ощущается некоторый спад интереса, а общий объем вложений сократился до 10 млрд грн.
На рынке еврооблигаций тоже ситуация складывается не в нашу пользу — цены на облигации снижаются, что означает более высокую цену заимствования. Если еще год назад Украина осуществила по настоящему успешные заимствования, впервые в своей истории привлекая средства на 15 лет под 7,75%, то сегодня цена такого заимствования колеблется в районе 9%.
Поэтому сейчас Украина находится на распутье — заручиться поддержкой МВФ и, возможно, даже получить повышение рейтинга от Moody's, который хоть и присвоило нам рейтинг на две ступени ниже, чем S&P и Fitch, но на днях впервые за 10 лет изменило прогноз развития банковской системы на положительный. Или же пытаться обойтись своими силами, что, скорее всего, будет означать привлечение средств на рынке под достаточно высокую ставку.