Что мешает восстановлению рынка? С одной стороны, уменьшился платежеспособный спрос со стороны населения. Упал доход украинцев в привязке к иностранной валюте, от которой напрямую зависит стоимость большинства автомобилей иностранного производства. Кроме того, клиенты не уверены в стабильности своих текущих доходов на ближайший год-два, на которые приходится основная финансовая нагрузка по выплате кредита. Вторая сторона медали – это стоимость кредитов, которая сейчас составляет 17-20% годовых, что существенно выше докризисных ставок по кредитам.
В условиях ограниченного спроса арсенал инструментов по увеличению кредитных продаж у всех игроков на данном рынке не очень велик. Сейчас наиболее активно используется практика создания партнерских кредитных программ и продуктов, когда автосалон (автомобильный дилер), банк и страховая компания объединяют свои усилия и за счет частичного снижения уровня доходности каждого участника предлагают клиенту максимально лояльные условия кредитования. Например, у Глобус Банка это ставка 0,01% на 3 года при определенном размере собственного взноса клиента. Это привлекает дополнительных клиентов, но не столько увеличивает их количество, сколько способствует перераспределению платежеспособных клиентов от одного автомобильного бренда к другому. Кроме того, банки заходят на рынок продаж автомобилей с пробегом, который в Украине наконец начинает обретать цивилизованные формы. Конечно же, более весомым и перспективным аргументом является планомерная работа банков по удешевлению кредитов. Именно она наиболее эффективно решает проблему расширения клиентского сегмента, но зависит не только от желания и возможностей кредитно-финансовых учреждений, а и от общей экономической ситуации в стране и ее стабильности.