Исследовательская компания Kantar TNS провела опрос, чтобы выяснить, знают ли украинцы — пользователи сети Интернет о криптовалюте и являются ли ее владельцами? Результат был таков: общее представление о криптовалюте имеют почти три четверти опрошенных (72%), уже владеют электронными деньгами 13% респондентов, причем наибольшей популярностью у них пользуется Bitcoin — 88%. Согласно информации из открытых источников, Украина сейчас входит в ТОП-5 по количеству созданных биткоин-кошельков.
Тем не менее, в данный момент в Украине отсутствуют законодательные акты, регулирующие вопросы обращения криптовалют. Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, а также Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, утверждают, что «сложная правовая природа криптовалют не позволяет признать их ни денежными средствами, ни валютой и платежным средством другой страны, ни валютной ценностью, ни электронными деньгами, ни ценными бумагами, ни денежным суррогатом». Есть разъяснение НБУ, где криптовалюта определена как денежный суррогат, который не имеет обеспечения реальной стоимостью и не может использоваться физическими и юридическими лицами на территории Украины в качестве платежного средства, поскольку, по мнению регулятора, это противоречит нормам украинского законодательства. Помимо этого, вспомним решение апелляционного суда г. Киева по делу № 753/599/16 от 12.10.2016, в котором, ссылаясь на вышеупомянутое разъяснение Нацбанка, суд пришел к выводу, что биткоин не является вещью в понимании ст. 179 Гражданского кодекса Украины, так как не относится к предметам материального мира, не имеет признаков имущественных прав и т.д.
В то же время есть множество людей и целых компаний, которые занимаются как майнингом, так и торговлей криптовалютой. Биткоин уже стал частью нашей жизнедеятельности. С юридической точки зрения, он сам по себе является информационным носителем, то есть это виртуальная валюта, товар, имущество, хотя «взять его в руки» никогда не удастся.
США, Германия, Япония, Франция, Финляндия и другие страны не только разрешили обращение криптовалюты, но и законодательно закрепили ее правовой режим, разъяснили понятие биткоина, его аналогов и сформировали соответствующую судебную практику. В качестве примера могу привести свою Родину: в Грузии существуют свободные индустриальные зоны, и львиная доля бизнеса, связанного с криптовалютой, сосредоточена именно там. Буквально один показатель: Грузия оказалась на втором месте в мире по расходу электроэнергии на майнинг криптовалют. Время, когда биткоины генерировали с помощью обычных компьютеров, давно прошло — сейчас этим занимаются огромные фермы. Прежде всего, это связано с колоссальным количеством электроэнергии, потребляемой вычислительными машинами для работы. Грузия уже стала одним из мировых лидеров крипторынка — на сегодняшний день она занимает второе (после Китая) место по объемам криптовалютного майнинга. Так, именно в этой стране создал гигантское «криптохозяйство» один из лидеров мирового майнинга биткоинов — компания BitFury, которая построила дата-центры в Тбилиси и Гори. Сейчас в Грузии основательно изучают вопрос по налогообложению операций с криптовалютами.
Скорее всего, украинское государство продолжит занимать выжидательную позицию до тех пор, пока не появится устоявшаяся международная практика. Я же уже более 2 лет не устаю повторять, что пришло время для принятия нового либерального Налогового кодекса Украины, в котором будут четко расставлены все акценты, не будет никаких разночтений, который будут одинаково понимать и выполнять как бизнес, так и контролирующие органы. Это станет точкой отсчета новых взаимоотношений между бизнес-средой и органами власти.