Итоги уходящей недели на своем блоге на НВ подвел Сергей Фурса. «Минфин» сократил.
Фокус продолжал оставаться на развивающихся рынках. Продолжает трясти Турцию, где полет лиры вниз был остановлен только экстренным решением Центробанка поднять ставку до 16,5%. Это произвело короткий эффект, но посмотрим, является ли достаточным, потому как спекулянты всего мира уже принялись за пирог по-турецки. И, может быть, скоро Турция опередит Украину, заняв первое место в Европе по величине учетной ставки.
В другом конце мира, в Венесуэле, выбрали нового старого президента, который уверенно ведет страну в пропасть, доказывая на своем примере, что дна просто не существует.
А из развитых рынков солировала Италия, доходность облигаций которой бьет рекорды в еврозоне и уже достигла 2,4% (а латыши, например, недавно привлекли 10-летний долг под 0,7%). Всему виной победа популистов на выборах, которые, наконец, родили фигуру премьер-министра.
В итоге, пятницу рынки откроют на отметке 2727 пунктов, вторую неделю к ряду не претерпев существенных изменений.
Украинский сегмент еврооблигаций на этой неделе чувствовал себя прекрасно. С одной стороны, развивающиеся рынки в целом устали падать и начали понемногу приходить в себя, подтягивая покупателей. С другой стороны, заголовки в Блумберге в начале недели о том, что МВФ и Украина, наконец, договорились, еще больше возбудили покупателей, поверивших в здравый смысл. В то же время, ничего так и не случилось. Как с Ахиллесом, неспособным догнать черепаху, так и с правом вето и решающей поправкой, которую никак не могут согласовать. Украинские переговорщики упираются и злят МВФ, а тому трудно понять, почему главным предметом в договоренностях становится тема, как вторая сторона будет обходить эти договоренности. Ибо по другому преодоление вето назвать трудно. В итоге, очередная парламентская неделя прошла почти впустую, и теперь следующий шанс проголосовать появится уже в начале июня. А суицидальные наклонности украинской власти толкают в страну в ту сторону, за которой начинается тотальная распродажа на рынках. Денег должно хватить до сентября, а значит, если о транше никто не договорится летом, то уже осенью гривну и всю экономику Украины будут ждать очень тяжелые времена. И речь даже не о дефолте, ведь сам по себе дефолт Украина просто не сможет себе позволить. Мы в основном должны не рынку, мы должны официальным кредиторам, а там дефолт невозможен в принципе. Разве что Украина захочет переплюнуть Венесуэлу. И часы тикают, приближая точку невозврата.
Пока эта точка не пройдена и вера в здравый смысл, или хотя бы инстинкт самосохранения, остается. Национальный Банк на этой неделе оставил ставку неизменной, на уровне 17%. Регулятор отметил, что инфляция снижается, но вот перейти к снижению ставки мешают те самые риски переговоров с МВФ. Ведь если они будут провалены, то Нацбанку не останется ничего, кроме как резко поднимать ставку и надеяться на чудо. Пока гривна безмятежна, торгуется около отметки в 26,1. А Минфин продолжает привлекать на внутреннем рынке доллары, частично компенсируя закрытость внешних рынков. На этой неделе на аукционы отечественные банки поделились с правительством ликвидностью на сумму порядка $300 млн.
А украинский рынок акций на этой неделе вполне почувствовал, что такое бомбить Воронеж по-украински. СНБО внезапно, без объявления войны, практически уничтожило Украинскую биржу одним взмахом пера. СНБО ввело санкции против программного обеспечения, которым пользуется Украинская Биржа и которое осталось в наследство от бывшего собственника, Московской Биржи. Видимо, силовики-стратеги посчитали, что нет большей опасности для нации, чем доступ ФСБ к торгам на УБ и если товарищ майор будет знать, что Вася Пупкин продал акции Укрнафты на 100 гривен, то это открывает возможность для решающего прорыва на Киев российских войск. И это на фоне того, что почти все бухгалтера Украины пользуется 1С, да и другие биржи в Украине используют аналогичное российское ПО. В итоге, нарушен был главный принцип санкций, когда твой собственный урон от их введения не должен превышать урон противника. Либо уничтожение украинской биржи господа из СНБО не считают своим собственным уроном, а может даже наоборот. Понятно, что там заседают патриоты, для которых главное национальный интерес, и если были в их жизни ошибки, то это ошибки молодости, о которых лучше не вспоминать, а санкции всегда результат детального анализа национальных интересов, а никак не результат договорняков. И даже предположить нельзя, что кто-то из этого органа может таким образом то ли мстить, то ли влиять на собственников биржи. А заодно в очередной раз распнут инвесторов, владельцев акций и производных ценных бумаг.