Закон о финансовой реструктуризации вступил в силу 19 октября 2016 года и имеет ограниченный срок действия — 3 года, то есть будет действовать до октября 2019 года. Согласно прогнозам Национального банка, закон о финансовой реструктуризации должен был позволить конвертировать за этот период около 25% корпоративных долгов и улучшить финансовое состояние банков именно в кризисный период.
Среди ключевых преимуществ закона – прописанные четкие процедуры как для заемщиков, так и для кредиторов. Кроме того, закон учитывает лучшую международную практику реструктуризации, например, учет мнения большинства вовлеченных кредиторов, привлечение независимых экспертов, мораторий.
В реальности закон не нашел применения в деятельности коммерческих банков, поскольку к моменту его принятия большинство коммерческих банков уже реструктуризировали большинство своих кейсов. Таким образом, основными потребителями закона стали государственные банки, в первую очередь, Ощадбанк. Для государственного Укргазбанка закон был не столь актуален, поскольку банк имел относительно малый объем проблемной задолженности в портфеле. Приватбанк не мог воспользоваться этим законом, поскольку более 90% проблемной задолженности банка — это кредиты связанных лиц. Укрэксимбанк пока также не торопится использовать такой вариант разрешения проблем. Но можно ожидать, что в случае успешной имплементации закона Ощадбанком, за ним последует и Укрэксимбанк.
Ощадбанк в 2017 году на основании этого закона реструктуризировал задолженность на 4 млрд. грн. Можно прогнозировать, что в текущем году динамика сохранится и сумма реструктуризированной задолженности превысит прошлогоднюю.
Закон предусматривает, что даже если финучреждения не успеют провести реструктуризацию проблемного портфеля до октября 2019 года, запущенные до этого момента процедуры могут продолжаться и после окончания срока действия закона. То есть главное – успеть запустить саму процедуру реструктуризации.
Если говорить о применении закона к предприятиям, то он позволяет снизить долговую нагрузку и растянуть ее во времени — в зависимости от возможностей юридического лица погашать проценты. Кроме того, закон имеет ряд важные новаций и позволяет переводить обязательства должника в капитал, привлекать новые инвестиции в капитал должника, выпускать ценные бумаги и проводить реорганизацию должника и т.д..
Еще одним ограничением применения закона для банков и юридических лиц остается юридическая инфраструктура по взысканию долгов. Пока заемщику будет дешевле получить нужное ему решение в суде, чем уплатить сумму долга к погашению, он будет использовать суды. По этой причине, без улучшения судебной системы невозможно рассчитывать на эффективность применения закона о финансовой реструктуризации.
По этой же причине сегодня не происходит активного наращивания объемов корпоративного кредитования. Как показал кризис, если у клиентов есть сильные рычаги влияния на суды, интересы банков не защищены и в случае конфликта, они остаются ни с чем. Это заставляет финучреждения, которые имеют сегодня хорошую ликвидность, оставаться в фазе ожидания.
Таким образом, закон о финансовой реструктуризации стал толчком для активной реструктуризации в государственных банках. Ожидается, что в 2018-2019 эта тенденция сохранится. Что касается коммерческих банков, то закон был принят с существенным опозданием. Однако в случае обеспечения эффективной работы судебной системы, он мог бы стать одним из универсальных инструментов по урегулированию проблемной задолженности, как для юридических лиц, так и банков.