В сети «гуляет» проект постановления об основных направлениях бюджетной политики на 2019-2021 годы. Официально этот документ еще не представлен, но некоторые СМИ заполучили его. Помимо прочего, он устанавливает определенные макроэкономические ориентиры на 3 года. Например, по прогнозу Кабмина, ВВП в следующем году вырастет на 3,6%, в 2020 — на 4%, а в 2021 — рост ускорится до 6%.
Насколько этот прогноз реалистичен, написал член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран в своем блоге на NewsOne.
Доллар по 31,8 и снижение безработицы
Во второй половине апреля 2018 года в средства массовой информации просочился проект Постановления об основных направлениях бюджетной политики на 2019-2021 года.
Правительство собирается в 2019 году порадовать своих граждан: приростом ВВП 3,6%, инфляцией 6,5%, безработицей 8,9% и среднегодовым курсом 30,5 грн/$.
На этом наш Кабмин не останавливается, и дает ориентиры на 2020 и 2021 год. Этот проект документа интересен в перспективе своим официальным статусом и возможностью назвать заложенные в него ориентиры официальными. Однако более детальный анализ говорит, что, скорее всего, мы имеем дело не с продуктом тщательного анализа, а с желаемым планом Кабмина.
Бухгалтерская идеология
Справедливости ради скажу, что в самом Проекте обозначено, что показатели могут быть откорректированы. То есть авторы документа, скорее всего, понимают, что в Украине прогнозировать до 2021 года сегодня просто нереально, но поскольку трехлетнее планирование уже предусмотрено, то основная цель прогноза — выставить некоторые ориентиры для среднесрочного планирования.
Проще говоря, Минфину нужно сделать трехлетний план. Считать его нужно, опираясь на какие-то цифры, независимо от качества этих цифр. Тот факт, что период 2019-2021 годов остается самым слабо прогнозируемым (хотя бы из-за фактора выборов 2019 года), делает все эти прогнозы несколько нелепыми и придает им бухгалтерскую сущность. То есть сделаны они были, потому как правительству нужен среднесрочный прогноз.
Разумеется, сбудутся или нет прогнозы, зависит от ряда таких факторов, как: ситуация на внешних рынках на продукты нашего экспорта и импорта, а также урожай экспортируемых сельхоз-культур в Украине. Так, динамика цен на железную руду, прокат, зерновые и масленичные культуры уже не раз оказывали влияние на прирост нашего ВВП.
Самое слабое местом тут — урожай и цены на него. Мало собрать хороший урожай, важно его продать по хорошей цене. Все это зависит от климатических условий в целом регионе и от возможности украинских аграриев улучшать производительность труда и увеличивать посевные площади. Кроме того, нужно не ошибиться и с посевными культурами.
Что не так
По мере углубления специализации нашей страны в сельское хозяйство, прогнозируемость ВВП будет все более зависима от погодных и климатических факторов. В таких условиях дать 100% гарантию, что прирост ВВП в 2021 году будет 6,3%, очень сложно, а сам прогноз не имеет публичного обоснования, а значит, очень вероятно, был взят с «потолка».
Не совсем также ясна и логика роста ВВП: значит, в 2019 году он вырастет на 3,6%, а в 2021 году — на 6,3%. Также, по историческим наблюдениям прошлых лет, при росте ВВП у нас обычно безработица снижается не на несколько десятых процентных пункта, а на несколько процентов. То же можно сказать и о прогнозе девальвации. Так, исходя из исторических данных, рост курса доллара США, даже среднегодового, обычно оказывает плохое влияние на ВВП.
Макропрогноз из Проекта
Давно отмечаю за нашим Минфином склонность провозглашать прогнозы по курсу доллара США, которые не «ложатся» в текущую конъюнктуру валютного рынка. Создается впечатление, что Минфин заинтересован в слабости национальной валюты в отношении мировых валют.
Математически так это и есть, поскольку, чем выше курс доллара к гривне, тем больше отчислений в гривнах идет при импорте товаров. Крыть тут нечем: импорт, к сожалению, в Украине со временем начинает расти быстрее экспорта и понятно, что налоговые власти и таможня будут заинтересованы в том, чтобы быстрее «сделать план» без лишних усилий, а это позволяет сделать именно растущий курс доллара.
Про доллар в 2021 году
Как по мне, прогноз по курсу доллара США на 2021 год, да еще и среднегодовой, это полная утопия. Тут даже не нужно изучать макроэкономические риски и понимать наши возможные провалы на внешних рынках. Один из самых больших рисков для страны — это политические конфликты 2019 года. Напомню, что у нас весной 2019 года выборы президента, а осенью 2019 года — выборы парламента.
Мы не знаем точно, какой будет наша власть и по какому сценарию пройдут выборы, но один из возможных сценариев — это смена президента страны. В таком случае, парламент, настроенный под нынешнего президента, продолжит существовать до полугода, и в этом сценарии есть место парламентскому кризису и, мягко говоря, недопониманию с нашими внешними кредиторами.
Также не очень ясно, собственно, за счет чего будет расти ВВП в 2021 году. Если в 2021 году доллар будет в среднем стоить 31,8 грн, то уж явно рост ВВП будет идти не за счет притока прямых иностранных инвестиций, которые должны были бы поправить наш платежный баланс. Ну и уж не совсем ясно, какова должна быть, по мнению Кабмина, пропорция между девальвацией и инфляцией.
По приведенным данным видно, что темп инфляции будет опережать прирост курса доллара, а это означает, что на 2019-2021 года Кабмин нам анонсирует инфляцию на доллары внутри Украины. Поскольку темп инфляции явно больше темпа прироста курса доллара.
С моей точки зрения, Проект макропрогнозов Кабмина никакой аналитической пользы в себе не несет. Это скорее попытка выдать за PR документ, который, в принципе, очень необходим Минфину для среднесрочного планирования. Показатели внутри не согласованы между собой, нет согласованности и с историческими тенденциями по Украине в предыдущие 20-25 лет независимости. Прогнозы же на 2020-2021 года вообще выглядят как фантастика для будущих поколений, поскольку нынешний Кабмин понимает, что до 2020, а тем более до 2021 года он уж никак не доживет.
Поэтому, было бы более правильно, если бы проекты подобных документов изначально подавались публике как расчетный документ, необходимый для среднесрочного планирования, с обязательным детальным раскрытием ключевых макроэкономических индикаторов и того, как именно они прогнозировались.