Об этом говорится в сообщении НАБУ.

«На днях Хозяйственный суд Киева принял решение, которым кредитор был превращен в должника и создан опасный для экономики государства прецедент. Служители Фемиды предположили, что компания, которая классифицирована как недобросовестный заемщик, может не просто не возвращать долг, не просто блокировать продажу заложенного актива, но и нанести дополнительные убытки банку», — говорится в сообщении.

Сообщается, что в 2014 году Ощадбанк выдал ООО «ТЛК Арктика» кредит в размере 100 млн грн под залог рыбной ярмарки и комплекса для хранения и производства продуктов питания. Позже компания прекратила обслуживание кредита, тем самым приобретя статус недобросовестного заемщика, и Ощадбанк, осуществив исполнительные надписи, обратился в исполнительную службу с целью погасить часть задолженности за счет залогового имущества.

В мае 2017 года были проведены открытые электронные торги, которые не состоялись из-за отсутствия покупателей. Банк воспользовался своим законным правом приобрести это имущество путем зачисления обеспеченных требований по цене, определенной в ходе исполнительного производства.

Затем, сообщает Ассоциация, проблемный заемщик с помощью своей материнской компании обратился в суд, утверждая, что стоимость ипотеки якобы гораздо больше суммы, которую уплатил за нее банк. То есть, фактически Ощадбанк стал должен своему должнику.

«Стоимость залога при этом заемщик «рассчитывал» сначала основываясь на стоимости в ипотечном договоре от 2014 года, а позже – исходя из собственной «экспертизы», проведенной уже после того, как Ощадбанк получил залоговое имущество, хотя в процессе исполнительного производства должник оценку имущества не оспаривал. Однако это не помешало суду первой инстанции принять сторону недобросовестного заемщика. Теперь государственный банк рискует получить дополнительные расходы – сумма искового заявления Tactical Business LLP к Ощадбанку составляет более 124 млн  грн», — говорится в сообщении НАБУ.

В Ассоциации предупредили о возможном возникновении новой мошеннической схемы уклонения от возврата кредитов, что спровоцирует рост проблемных портфелей финансовых учреждений.