Как сообщается, наряду с другими вопросами, во время заседания рассматривался вопрос предоставления заключения правительственного комитета касательно депутатского законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно мер по детенизации обращения товаров и услуг» (регистрационный номер 7142).
Целью указанного законопроекта разработчики отмечают детенизацию отдельных отраслей экономики Украины, а именно торговой деятельности по продаже технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, лекарственных средств, ювелирных или бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней и подакцизных товаров.
То есть именно тех отраслей, в которых осуществляется продажа товаров крупного и среднего ценового сегмента, товаров, не отнесенных к категории «товаров первой необходимости» и товаров, имеющих непосредственное влияние на жизнь и здоровье населения.
Кроме того, целью этого законопроекта является устранение возможных злоупотреблений при осуществлении перепродажи вышеуказанных категорий товаров от одного субъекта упрощенной системы налогообложения к другому с целью прикрытия незаконного или полулегального происхождения таких товаров.
На примере отдельных отраслей торговой деятельности ожидается существенный экономический эффект детенизации расчетов и обращения товаров высокого и среднего ценового сегмента, перекрытия возможности сбыта полулегальных и контрабандных товаров, что позволит в дальнейшем принять подобные меры по детенизации также других отраслей торговли. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту.
На самом деле законопроект №7142 предусматривает не только расширение сферы обязательного применения РРО, ведение учета товарных запасов и внедрения новых штрафных санкций для предпринимателей, а и предусматривает также фактическую отмену права на упрощенную систему налогообложения для некоторых видов хозяйственной деятельности.
Предложение ГРС — не поддерживать этот законопроект. У Минфина и ГФС также были замечания к этому документу, которые частично совпадают с замечаниями ГРС.
Так, ГРС выступает категорически против такого законопроекта, ведь был проведен анализ регуляторного влияния этого проекта закона на микробизнес. Выводы не утешительны. Воплощение норм этого законопроекта в жизнь, в предлагаемой депутатами форме, будет стоить микробизнесу Украины 14,9 миллиарда гривен. Это колоссальная сумма для такого вида предпринимателей. Следовательно, количество легального микробизнеса может существенно сократиться, упадет объем легального товарооборота, также это приведет к повышению цен.
Главные расходы для микробизнеса в соответствии с этим законопроектом заключаются во введении тотального учета расходов на основании документов, которые сегодня не ведутся субъектами хозяйствования, которые пользуются упрощенной системой налогообложения. Эти документы никоим образом не влияют на объем уплаченных ими налогов. Потому что упрощенная система налогообложения базируется на том, что не требует бухгалтерского учета в таком объеме как общая. Именно так экономят средства упрощенцы. Именно поэтому они могут развиваться и не зависеть от фискальных органов, то есть не бояться фискальных проверок.
В случае принятия этого законопроекта сумма потерь для микробизнеса может быть и значительно больше за вышеупомянутые 14,9 миллиарда гривен, потому что и штрафные санкции могут быть значительно большими, чем заложенные 10% в анализе регуляторного влияния к этому законопроекту, который провел Общественный совет при ГРС.
Законопроект больше всего будет негативно влиять на такие сферы, как торговля, общественное питание и услуги. Кроме того, реализация законопроекта приведет к потерям местных бюджетов, так как единый налог наполняет местные бюджеты. Также это приведет к социальной напряженности. Бизнес, вытесненный таким образом в теневую сферу, будет оказывать сопротивление, а это будет нарушать стабильность в стране.
Кроме того, разработчик отмечает, что с помощью внедрения РРО можно будет сделать ведение бизнеса более прозрачным, а это не совсем так, ведь малый бизнес и так прозрачен, поскольку объем товаров, который реализует представитель микробизнеса, физически ограничен и стоимость такого товара не превышает ценовых показателей. Малому бизнесу предлагается установить фискальный инструмент, который, даже по определению международных экспертов, может быть эффективным только тогда, когда РРО станут частью комплексной стратегии улучшения администрирования ведения бизнеса, четко определяет риски для различных типов налогоплательщиков и предусматривает внедрение комплекса мероприятий по снижению этих рисков. Об этом говорится в исследовании, проведенном по заказу МВФ «Электронные фискальные устройства (EFDs). Эмпирическое исследование их влияния на Налогоплательщика. Соблюдение и административная эффективность», которое было подготовлено Питером Кейси и Патрисио Кастро.
«Электронные фискальные устройства не должны рассматриваться как «палочки-выручалочки» налогового администрирования: как и с любым другим технологическим совершенствованием — а они также относятся к новым технологиям, как и электронное выставление счетов — само по себе размещение электронных фискальных устройств не может достичь значительных результатов, будь то с точки зрения повышения доходов или постоянного улучшения соблюдения законодательства», — отмечают исследователи.
Итак, мировые исследования показывают, что применение кассовых аппаратов как фискального инструмента дорого, а также не доказано, что это влияет на детенизацию экономики. В качестве примера можно привести ситуацию на рынке реализации алкогольной продукции, где давно введено использование РРО, однако количество контрафактного товара на нем не сокращается.
«Очередные попытки обязать малый бизнес применять РРО приведут к лишним существенным затратам малых предпринимателей и не приведут к легализации. Яркий пример — рынок алкогольной продукции, на котором тенизация составляет до 50-60%, но везде применяется РРО, ограничения по метражу, сложная и подробная отчетность. Вывод может быть только один — упрощенную систему надо сохранить и продолжить реформу общей системы налогообложения в направлении ее упрощения», — отметила Ксения Ляпина.
ГРС остается сторонником той позиции, что увеличение фискальной нагрузки на субъектов предпринимательской среды, в том числе за счет механизма расширения сфер применения РРО, никоим образом не может использоваться в качестве борьбы с фактом реализации неучтенной и/или контрабандной продукции.
Следовательно, поддержку предложенного проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно мер по детенизации обращения товаров и услуг» (регистрационный номер 7142) считает нецелесообразной.