Какие преимущества может дать Украине массовая трудовая миграция граждан, и какие риски в себе таит отток украинцев за рубеж, в своем блоге на НВ написал Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.
Новая волна трудовой миграции из Украины обусловлена многими факторами, важнейшими из которых являются военная агрессия, глубокий и длительный экономический кризис, падение уровня жизни домохозяйств, безработица. Очевидно, что украинцы ищут перспективы высоких заработков и лучших систем социального обеспечения.
И теория, и практика доказывают, что в краткосрочной перспективе миграция может принести очень большие выгоды как для мигрантов и их семей, так и для страны происхождения. Уменьшение безработицы и неполной занятости, сокращение масштабов бедности, повышения доходов и благосостояния – это далеко не полный перечень положительных последствий для тех, кто выезжает. Сюда же можно отнести улучшение других аспектов человеческого развития, таких как образование и здравоохранение. Государство, в свою очередь, получает большие объемы денежных переводов, которые обычно являются менее волатильными и более надежными источниками иностранной валюты, чем другие потоки капитала во многих развивающихся странах.
По данным Всемирного банка, начиная с 2000 года глобальный объем денежных переводов в страны с низким и средним уровнем дохода вырос почти в 6 раз и в 2016 году достиг $429 млрд. В глобальном масштабе денежные переводы теперь более чем втрое превышают объем официальной помощи. Уже доказано, что денежные переводы производят стабилизационный эффект как на макроэкономическом уровне, так и на уровне домашних хозяйств, поскольку они являются большим и стабильным источником иностранной валюты. Кстати, объемы денежных переводов выросли и в Украине – с 4,5% ВВП в 2013 году до 6% ВВП в 2017 году. Отдельные исследователи указывают, что правительства и субъекты частного сектора развивающихся стран могут использовать будущие потоки денежных переводов в качестве залога для привлечения финансирования на международном рынке капитала (Ketkar and Ratha 2005, 2009). Эти инновационные механизмы финансирования можно использовать для сбора средств на такие проекты развития, как жилье с низким доходом или водоснабжение.
Миграция также может предусматривать передачу навыков, знаний и технологий, которые трудно измерить, но именно это может оказать значительное положительное влияние на производительность и экономический рост. Кроме того, эксперты все чаще признают, что мигранты могут играть важную роль в постконфликтном восстановлении государств их происхождения.
Однако, долгосрочные последствия оказываются гораздо менее положительными: на самом деле государство имеет все меньше населения трудоспособного возраста, теряет образованную молодежь и квалифицированных специалистов. «Отток мозгов», в частности, означает потерю государственных ресурсов, вложенных в их образование, сужение промышленности и ухудшение деловой среды.
Сокращение численности трудоспособного населения в связи с миграцией составляет и грозную фискальную проблему. Потому что давление на государственные финансы происходит по двум каналам: 1) будут расти расходы на программы, связанные с возрастным (пенсии и здравоохранение) фактором; 2) снижение потенциала экономического роста.
Как остановить миграцию?
Мировой опыт, в том числе восточноевропейских стран, свидетельствует, что государства/правительства должны применять комплексный подход в вопросах политики по миграции. Следует:
1) сосредоточиться на создании условий, которые поощряют людей оставаться/возвращаться в государстве
2) укреплять институты власти
3) повышать уровень участия оставшейся рабочей силы
4) повышать производительность труда
5) стимулировать население на расходование денежных переводов на инвестиции, а не на потребление
6) работать с диаспорой, в том числе с точки зрения расширения доступа к международному финансированию
Для эффективного регулирования миграции нам необходимо воплощать эти фундаментальные идеи в жизнь уже сегодня.