Как рассказал финансовый директор Агропросперис Алексей Колбасинский в интервью изданию «Агромаркет», на второй год с момента внедрения партнерская программа Группы компаний «Агропросперис» привлекла рекордное количество — 965 (!) участников. Все они являются специалистами ядра производственных компаний (Агропросперис-заводов, или АПЗ), влияют на финансовый результат и имеют право на получение части прибыли. А в этом году еще и вложили в рабочий капитал компаний, где работают, собственные (!) средства. По итогам 2017 года, отдача на инвестиции достигла 72% (!).
Философия доверия
Идея такого механизма мотивации и привлечения ключевых людей бизнеса к его развитию и эффективному командообразованию в мире не нова. Правда, для украинского агросектора это откровенное ноу-хау. В «Агропросперис» она стала логическим продолжением программы участия в прибыли, которая внедрена и эффективно действует уже много лет и предусматривает получение работниками процента от операционной прибыли компании.
На размер участия в прибыли никоим образом не влияет выполнение специалистом его или ее КPIs (ключевых показателей деятельности – Ред.). И это радикально отличает парадигму «Агропросперис» от других агробизнесов, работающих в Украине.
Безусловно, выполнение КPIs имеет свой вес, но только с точки зрения продолжения дальнейшей работы в «Агропросперис», поскольку от этого будет зависеть право этого специалиста участвовать в следующей программе распределения прибыли и, соответственно, партнерской программе. В то же время, специалисты компании знают, что несмотря на отношения рядового работника, скажем, с его линейным руководителем (или с функцией, или даже с инвестором), часть этого результата, – при условии заработка АПЗ прибыли для инвестора – свои фиксированные проценты человек получит. Даже если уволится. Это повышает уровень лояльности и взаимного доверия – инвестора к бизнесу и производственному ядру АПЗ, а команд производственного ядра – к инвестору.
Воплощая идею в жизнь
На этой почве и родилась идея партнерской программы. На первый взгляд, она казалась весьма смелой. Впрочем, были вполне объективные предпосылки для ее запуска. Команды наших АПЗ ежегодно обращаются к инвестору за финансированием (оборотные средства или сезонный рабочий капитал) под свои идеи эффективного хозяйствования – по севообороту, обработке почвы, применению агротехнологий, их интенсивности и тому подобное. Занять 3-4 миллиона долларов простому фермеру в банке нереально. Мало того, что надо поручиться множеством всевозможных залогов. Нет ни одной гарантии, что кредитный комитет выделит такую сумму исключительно под бизнес-план. Зато наши АПЗ имеют все шансы и, как показывает практика, регулярно возвращают инвестору одолженное «с плюсом» (убыточных предприятий в системе «Агропросперис» нет). Так, собственно, почему бы не проголосовать за свои же идеи еще и собственными средствами?
Вначале при обсуждении такой возможности люди реагировали по-разному. Действительно ли имеет руководитель АПЗ амбицию стать партнером своего инвестора? Готов ли положить свои деньги под, возможно, оптимистичные результаты? Вопрос многим казалось противоречивым. Впрочем, благодаря положительному резонансу идея постепенно начала развиваться. К разработке партнерской программы присоединились финансовый департамент, команды юристов и HRов. Надо было не только «дошлифовать формулу» и сбалансировать ее с уже действующими программами, но еще и позаботиться о ее грамотном пошаговом воплощении в жизнь. От этого во многом зависело, «купит» ли идею бизнес.
С высокого старта
2016-й год был пилотным. В качестве провайдера партнерской программы я общался со всеми директорами и заинтересованными главными агрономами АПЗ, предлагая: «А давайте попробуем заработать деньги в бизнесе вместе с инвестором...». Присоединились те, кто поверил в в действенность предложенной формулы (с возрастанием отдачи на капитал прогрессивно растет доходность участия в партнерской программе).
В первый год к программе присоединились всего 30 партнеров. Это были в большинстве директоры и агрономы лучших Агропросперис-заводов. Два из них стартовали командами (в составе которых, кроме директора и агронома, были менеджер по контроллингу, специалист по земельным вопросам и инженер). В целом в 2016 году в рабочий капитал АПЗ эти специалисты вложили немногим меньше 300 000 долларов. Сумма немалая, как для 30 человек. Тем более, что для них эти деньги – это не «мелочь», а реальная возможность приобрести жилье или обучить ребенка в институте. Но участники были уверены в своих результатах и лояльны к инвестору, а потому проголосовали собственными средствами. Как следствие – по результатам 2016 года получили около 80% отдачи на вложенную инвестицию. После этого «продавать» бизнесу партнерскую программу стало значительно проще.
Сам себе инвестор
Партнерская программа очень лояльна к работнику. Логично, что участие в ней должны были принимать только те, кто реально создает финансовый результат. Поэтому главным вызовом в период между партнерскими программами 2016 и 2017 годов для нас стало определение по определенным критериям так называемого производственного ядра АПЗ – специалистов, которые своей работой действительно влияют на рентабельность предприятия, и, соответственно, будут получать долю в прибыли и иметь право вложить эти или собственные средства и получить дополнительный доход в рамках партнерской программы.
Кроме директора и управленцев АПЗ было принято решение ввести в состав производственного ядра механизаторов. Получив свою долю в прибыли, они автоматически получили право участия в партнерской программе и тоже начали голосовать собственными средствами за ее результат. Уже в 2017 году под партнерскую программу они вложили в рабочий капитал своих АПЗ сотни тысяч долларов. Соответственно и отдача на инвестицию тоже будет существенной. Скажем, механизатор, который вложил 1 тысячу долларов в рабочий капитал агропредприятия, в котором работает, имеет все шансы удвоить эту сумму или даже заработать в 1,5 раза большую. И это существенный вызов как для самого работника, так и для команды, в составе которой он может достичь такого результата!
Трансформируя парадигму
Уже не один год мы развиваем внутреннее предпринимательство специалистов высшего и среднего звена АПЗ. Со сменой отношения инвестора и сервисной компании к роли механизатора в нашем производстве, как по мне, начались радикальные трансформации парадигмы. Мы сделали фундаментальный шаг вперед в долгосрочной устойчивости работы агробизнеса.
Из всей цепочки участников агропроизводства ближе всего к полю находятся именно механизаторы. Они, возможно, и не принимают решения на уровне директоров предприятия. Однако от того, с какой скоростью и с какими настройками сеялка или опрыскиватель едет по полю, как механизатор обслуживает трактор или комбайн, насколько качественное состояние прицепной техники во время проведения технологической операции – так же, как и от управленческих решений, зависят десятки миллионов долларов будущей прибыли.
Конечно же, компании нужны только лучшие специалисты на рынке. А чтобы дать лучшим лучшие финансовые условия, нужны были эффективные бизнес-инструменты и новые подходы в определении KPIs ключевых специалистов. И нам удалось их создать!
Идеальное решение
В целом, каждое предприятие «Агропросперис» – это отдельный бизнес со своими методами принятия решений. Цель у всех одна – вырастить зерновые или масличные культуры с минимальной стоимостью одной тонны. Причем нет какой-то конкретной предпосылки – больше урожайность или более дешевые технологии, главное – бизнес-баланс. Все просто: надо вернуть одолженные деньги с плюсом. «Доллары растут в полях», – часто повторяет наш инвестор. Поэтому и команды АПЗ относятся к выращиванию агрокультур как к приумножению денег. Причем они заинтересованы в долгосрочном эффекте – отсюда и экономное отношение и к ресурсам, и к земле. Собственно, и инструменты для этого нужны соответствующие. Один из таких инструментов – внутреннее предпринимательство. И наша партнерская программа в частности.
Это идеальный путь к организации, которая автономно работает благодаря самоконтролю, не имея принудительного централизованного контроля извне – из Киева, Лондона или Нью-Йорка, неважно. Предприятие, которое «внутренне заточено» на заработок денег – я вижу в этом своего рода вечный двигатель бизнеса. Внутренние предприниматели, которые распоряжаются огромным ресурсами, намного эффективнее, чем лучшие специалисты с престижным образованием, высокими постоянными зарплатами и требованиями, KPIs и мощными системами контроля. Собственно, это две разные парадигмы: процессная и результативная. Считаю, только предпринимательство в современном мире постоянных изменений соответствует результативной парадигме.