Как указано в сообщении, основаниями для наложения штрафов на работодателей за нарушение законодательства о труде являются:
- решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, в учреждении, организации;
- акт о выявлении в ходе проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде, составленного должностным лицом Гоструда или его территориального органа, исполнительного органа городского совета города областного значения и сельского, поселкового, городского совета объединенной территориальной общины;
- акт документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде. Уполномоченное лицо принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа в течение 10 дней со дня составления акта проверки.
Уполномоченными лицами являются председатель Гоструда, его заместители, начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальники территориальных органов Гоструда и их заместители.
Кроме административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о труде, которую несли должностные лица, применяются финансовые санкции и к субъектам хозяйствования.
Юридические и физические лица – предприниматели (ФОП), которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в следующих случаях:
- абзац 2 части 2 статьи 265 КЗоТ – фактический допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — 30-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника ежедн которого совершено правонарушение или 111690 грн;
- абзац 3 части 2 статьи 265 КЗоТ – нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством, более чем за 1 месяц, выплата их не в полном объеме — 3-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения или 11169 грн;
- абзац 4 части 2 статьи 265 КЗоТ – несоблюдение минимальных государственных гарантий по оплате труда 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника или 37230 грн;
- абзац 5 части 2 статьи 265 КЗоТ – несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе» — 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника по которому совершено правонарушение или 37230 грн;
- абзац 6 части 2 статьи 265 КЗоТ – недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в его проведении 3-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения или 11169 грн;
- абзац 7 части 2 статьи КЗоТ – совершение действий, предусмотренных абзацем шестым этой части, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце втором настоящей части – 100-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения или 372300 грн;
- абзац 8 части 2 статьи 265 КЗоТ – нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым-седьмым этой части размер минимальной заработной платы или 3723 грн.