Согласно оценке, озвученной правительством, стоимость термомодернизации жилого фонда Украины — 30 млрд евро, или около одного трлн грн. Если условно растянуть срок программы на 10 лет, то получится по 100 млрд грн в год.
Но сегодня насущной проблемой является простое сохранение «крыши над головой» и поиск средств для этого. Ведь только в Украине в составе тарифа на содержание жилья составляющая на капитальные ремонты отсутствует, как будто дома — вечные.
По нашим расчетам, капитального ремонта требуют 80% многоквартирных домов общей площадью до 400 млн кв. м. При стоимости работ 500 грн из расчета за 1 кв. м (такую цифру приводит, например, П. Пантелеев, заместитель председателя КГГА), соответствующее десятилетняя программа в национальном масштабе требовала бы около 200 млрд грн, или 20 млрд грн в год. Это продлило бы срок эксплуатации домов еще на 30-40 лет и улучшилось бы качество жилья.
В общем видим, что стоимость простого капитального ремонта составит пятую часть той суммы, которая нужна для термомодернизации жилого фонда Украины. Соответственно возникает вопрос, что лучше, учитывая ограниченность средств?
Обратим внимание на то, что сегодня как раз в худших домах, требующих дорогих ремонтов живут (и обладают квартирами!) самые бедные граждане, получающие субсидии — 70 млрд грн в 2017. Поэтому рассчитывать на их участие в финансировании капитальных ремонтов домов или и мероприятий по энергоэффективности не приходится.
Так что же, предоставлять дополнительно ремонтные субсидии? Выразим крамольную мысль: субсидировать владельцев приватизированного и вообще частного жилья как в целях осуществления ремонтов, так и оплаты коммунальных услуг нецелесообразно и несправедливо с социальной точки зрения. Ведь они имеют в активах недвижимость немалой стоимости, а также наследников, которым рано или поздно перейдет недвижимое имущество. Поэтому возникает вопрос, как включить эти активы в жилищные программы.
Анализ стоимости жилья и доходов граждан за рубежом, показывает, что далеко не все, даже в богатых странах, в состоянии содержать собственное жилье, потому что это содержание имеет объективную стоимость. В Европе таких финансово несостоятельных около 10%, в Украине, учитывая стоимость жилья и доходы, должно быть не менее 50%.
Поэтому чтобы не потерять имеющийся жилой фонд и не создать армию бездомных, именно государство должно «запустить» масштабную программу капитального ремонта значительной части многоквартирных домов и создать юридический механизм частичного или полного перевода отремонтированных домов и квартир в коммунальную собственность как социального жилищного фонда. Десятки миллиардов ежегодных субсидий, как и гипотетические бюджетные расходы на капитальные ремонты должны означать соответствующий рост государственной доли собственности на соответствующие квартиры и дома.
К сожалению, Постановлением КМУ №710 от 11.10.2016 «Об эффективном использовании государственных средств» прекращено подготовку проектов новых государственных целевых программ или внесение изменений в утвержденные целевых программ, требующих дополнительного финансирования из государственного бюджета.
А возвращаясь к термомодернизации и ее целесообразности, надо исходить из наличия соответствующих дополнительных средств и их инвестиционной эффективности.