Либо в Киеве перепишут проект, либо денег Украина не увидит. На Банковой тоже не намерены идти на попятную. В АП заявили, что проект находится в Верховной Раде, а потому «все дискуссии о тех или иных норм должны проходить в рамках правового поля в украинском парламенте». Чем может закончиться это противостояние, на своей странице в Facebook написал Сергей Фурса. «Минфин» сократил и перевел. 

Тезис – давайте пошлем МВФ подальше. Он базируется на исторической памяти последних десятилетий. Ведь мы уже не первый раз в программе МВФ. И каждый раз, когда Фонд помогал нам подняться, мы не говоря ни слова уходили, забыв о реформах и программе. Нам помогали разные факторы. Но, к счастью, теперь они не работают. И просто так встать и уйти, без последствий, мы уже не сможем. И это очень важно понять тем, кто сейчас обижается.

Что будет теперь, если мы разругаемся с МВФ. Причем не только не получим транш, а именно что выйдем из программы. Все экономические агенты получат четкий сигнал. И не только западные инвесторы, которые закроют любые программы по инвестиции в Украину. Украинские бабушки тоже.

Сразу конца света не наступит. В тот же момент. Все — таки экономика растет, макроэкономическая стабильность достигнута, существенного давления в моменте не будет. Инерция последних пару лет сохранится. Казалось бы, все хорошо. Но это иллюзия.

Для нас сразу закроются внешние рынки привлечения долга. Как рынок, так и институциональные инвесторы. Останутся только китайцы. Которые мудры и захотят взять нас еще дешевле, а, значит, спешить не будут. И на первых порах мы будем выдавливать из себя последнее, улыбаясь и помахивая рукой электорату из телевизоров. Но инвестиций не будет. Экономический рост начнет заканчиваться. Резервы начнут таять.

Дотянем ли мы так до выборов президента? Вполне возможно. Хватит ли ресурсов дальше? Нет. Потому что по долгам придется платить. Потому что новых денег не будет. И потому что без контроля МВФ экономическая политика снов навернётся к традиционному украинскому «поддержке национального производителя». Как результат – откат всех реформ которые уже были, эмиссия гривны, популизм.

И это уже не будет вопрос роста доходов населения. Это будет вопрос, насколько беднее мы станем в ближайшие пару лет.

Резервы Национального Банка без средств МВФ критично малы. Дефицит бюджета покрыть не удастся. О входе новых денег мечтать не придется. Первое что прореагирует – это курс валют. Потом будет сокращение расходов бюджета.

Или, если его не будет, то инфляция сама сократит реальные расходы. Девальвация гривны приведет к резкой стоимости импортных товаров. В том числе стоимости газа. И тогда опять надо будет либо резко повышать тарифы (но нет, у нас же популизм, нельзя) либо наращивать дефицит бюджета. А это приведет к еще большей девальвации. И все это будет происходить на фоне политической турбулентности новых выборов, когда и так многие люди бегут запасаться долларами.

И если сейчас динамика курса гривны подвержена только сезонным факторам и только параноики или сознательные лгуны пугают нас курсом по 50, то без программы МВФ любой курс становится реальным. Не говоря уже о том, что надо будет забыть о любом экономическом росте, столь любимом строительстве дорог (денег на это не будет) и т д.

И напоследок 

Все описывается еще в рамках сценария, когда внешняя конъюнктура остаётся крайне благоприятной для Украины. В мире очень много денег. И цены на сталь высокие, что обеспечивает высокие поступления от экспорта. И кажется, что так будет всегда. Такие же эмоции были у многих менеджеров в Украине в начале 2008 года. Но это ловушка. Экономика циклична.

Мировая экономика растет устойчиво и давно, пусть даже тут, в Украине, это не очень заметно. А экономика флагмана, США, растет уже слишком давно и рост длиться почти 10 лет. Это второй по продолжительности цикл в новейшей истории (какие там были циклы во время Римской Империи сказать трудно). Предыдущий длился 10 лет и 8 месяцев. 

О чем это говорит? О том, что цикличность надо учитывать и понимать, что экономический рост не вечный. И что в течение ближайших 18 месяцев есть очень высокая вероятность нового бада-бума в мировой экономике. Он не обязательно будет таким мощным, как кризис 2008 года, но от него точно больше всего пострадают такие страны, как Украина, страны — сырьевые придатки. Где бы не бомбануло, в штатах, Китае или Турции, это всегда бьет по развивающимся странам, которые президент Трамп называет другим словом, бьет по их валютам и по сырьевым рынкам.

И если Украине повезло в том, что бежать из страны некому, все уже убежали, то вот к ценам на сырье мы крайне чувствительны. И в такой момент нам точно всегда была нужна поддержка МВФ. Даже в те времена, когда мы входили в кризис в хорошей форме, а не так, как сейчас. И если просто без МВФ нам будет очень больно, то в момент цикличного кризиса и без МВФ нас ждет катастрофа. Которой наверняка будет пользоваться Россия. Ведь нет более желательного результата для Путина, чем экономический коллапс в Украине.