Если Китай запретит майнеров, они могут с легкостью переехать в Германию, где цена на электричество падает благодаря переходу на возобновляемые источники энергии, пишет Wall Street Journal.
По данным Deloitte, на платформе GitHub немецкие блокчейн-проекты занимают четвертое место после Китая, США и Великобритании (всего 1 307). Первые из них начали появляться еще в 2008 году, а местное криптовалютное сообщество называет Берлин — центром блокчейн-разработок, сообщает Хайтек.
«Технологию, которую изначально придумали анархисты, теперь продвигают немецкие банки. Многие из главных действующих лиц в этой сфере проживают в Берлине», — говорит основатель BlockchainHub Шермин Вошмгир.
Йорг фон Минквитц, основатель стартапа Bitwala из Берлина, рассказывает, что заинтересовался биткоином еще в 2011 году после долгового кризиса в Европе. «У нас в Германии всегда были большие проблемы с центральными органами власти, которые пытались [неудачно] контролировать наши деньги», — говорит он.
Трент МакКонаги — выходец из Канады, но открыл компанию BigchainDB в Берлине. Он занимается разработкой децентрализованных решений для баз данных, и считает, что корни популярности блокчейна среди немцев уходят в эпоху Веймарской республики с ее гиперинфляцией и период холодной войны. «Блокчейн-стартапы развиваются в Берлине по экспоненте», — говорит он.
Андреас Шильдбах, берлинский программист, был одним из первых разработчиков биткоин-кошелька для мобильных телефонов. А Гэвин Вуд, соучредитель Ethereum, говорит, что большая часть разработки «эфира» была произведена берлинскими командами. Многие криптовалютчики собираются в баре Йорга Платцера «Кройцберг 77», который первым в Берлине начал принимать к оплате биткоины и даже расплачиваться ими с поставщиками.
Исследование, проведенное в 2016 году журналом International Journal of Central Banking, показало, что немцы использовали наличные деньги в 82% транзакций и в 53% транзакций по стоимости — намного больше, чем американцы, британцы или французы. Популярный немецкий принцип гласит: «nur Bares ist Wahres» или «только наличные деньги реальны».
Но любовь немцев к наличным скрывает еще больший страх инфляции, рожденный в межвоенный гиперинфляционный период. Немцы с большим подозрением относятся к ослаблению денежно-кредитной политики, проводимой ЕЦБ в связи с долговым кризисом в Европе. В условиях нулевых и даже отрицательных процентных ставок многие игроки готовы пойти на риск и вложиться в биткоин, который ограничен в своей эмиссии.
Блокчейн-технологией начинают интересоваться не только в Берлине, но и во Франкфурте и Мюнхене. Так, Deutsche Bank и Bertelsmann стремятся интегрировать блокчейн в свои операции. Немецкие компании ощущают потребность, наконец, принять участие в новой технологии, говорит глава фонда Gründerfonds Александр фон Франкенберг.
«Каждую неделю у меня на столе появляется бизнес-план, связанный с криптовалютами. Наконец-то немцы не пропустили уходящий поезд», — говорит Феликс Хаас, венчурный капиталист из Мюнхена, запустивший в конце прошлого года компанию под названием «Дом монет», которая позволяет продавать недвижимость в Баварии за биткоины.