Из результатов следует, что 73,6% рекламного продукта о кредитах не содержит в себе вообще никаких данных о цене этих кредитов, а если и есть какая-то информация, то она в большинстве случаев настолько запутана, что разобраться в ней обычному человеку невозможно. Почти такие же проблемы и у письменной информации о кредитовании: в 68% случаев «тайным клиентам» она вообще не была представлена, а если ее и предоставляли, то она была частичной и не полной. В устной форме кредитные менеджеры всегда общались нормально — в 68% случаев объяснили основные условия. В это же время, о том что заемщик имеет право отказаться от договора уведомили только в 54% случаев, а о том что ожидает заемщика, если он просрочит ежемесячный платеж, лишь в 35%. На каком уровне находятся доходы у потенциального заемщика кредитные менеджеры спрашивали только в 41% случаев. Касательно договоров для потребительских кредитов, то они в большинстве случаев входят в юридическое противостояние с законами. И только в 15% случаев «тайный покупатель» смог унести с собой копию договора на выдачу кредита, чтобы в домашней обстановке обдумать все и сравнить все «плюсы» и «минусы» предлагаемого ему кредита.
«В 33% договоров отсутствует общая сумма по стоимости займа, а в 17% — отсутствует платежный график, в 54% договоров присутствуют условия, которыми прямо нарушаются права заемщика по долгосрочному возврату кредита, — подчеркивают специалисты, проводившие исследование. — Больше 50% имеют в себе непонятные условия: в навязчивой форме предлагают дополнительные услуги, а еще сами себе дают право раскрывать банковскую тайну, а также персональные данные».
В это же время, 41% опрошенных заемщиков, не имеют информации о том, куда можно пожаловаться если произошла конфликтная ситуация с банком, а 78% вообще отказываются жаловаться.
Как рассказывают сотрудники Национального банка Украины, на данный момент в стране нет комплексной защиты прав потребителей финансовых услуг. Поэтому Национальный банк уделяет большое внимание закону, который усовершенствует защиту. Сейчас он готовится для повторного чтения в Верховной Раде. Национальный банк по этому закону будет иметь полномочия на контроль и определение минимума информации, которая в обязательном порядке будет предоставляться каждому потенциальному клиенту банка для каждого вида услуг в банке.
Проблему сможет урегулировать новый закон, а также омбудсмен
Финансисты говорят, что, даже учитывая кризис, заинтересованность населения в кредитных продуктах выросла до 5 раз. В это же время, люди более внимательно стали изучать информацию о комиссиях, штрафах, процентных ставках и другую информацию. С 20 июня 2017 года начал действовать закон «О потребительском кредитовании». Появились такие понятия как посредники по кредитам, паспорт кредита, появилось разрешение на заключение е-договоров, в рекламах кредитных продуктов ввели запрет на использование «ставка 0%», «беспроцентный кредит».
Работает ли этот закон, будет видно после второй волны посещений «тайными клиентами», которая уже идет. После первого исследования удалось выяснить, что клиенты украинских банков все еще очень уязвимы и не защищены при пользовании банковскими кредитами.
Банкиры же в свою очередь надеются, что в решении проблемы может помочь введение в стране такого явления как институт финансового омбудсмена, он бы мог помогать банкам и клиентам непредвзято разбирать спорные вопросы в правовом поле, а это — вернуло бы доверие клиентов к финансовой системе. Одновременно с этим, надо максимально повышать еще и финансовую грамотность людей — люди которые хотят взять кредит, должны понимать, по каким критериям выбирать финансовое учреждение, на что обращать внимание при подписании договора на выдачу кредита, как защитить себя, если возникнет форс-мажорная ситуация.