Хотя разрешение регулятора на инвестирование до $50 000 в зарубежные активы получить достаточно просто. Инвестор, через уполномоченный банк, должен подать документы в Нацбанк. Если источники происхождения его капиталов не вызывают вопросов, НБУ выдаст лицензию в автоматическом режиме.
Но проблема не только в технической стороне вопроса. Большинство украинцев сейчас хранит сбережения, в лучшем случае, на банковских депозитах и не имеет понятия о более сложных инструментах.
«Минфин» попросил экспертов объяснить «на пальцах» механику инвестиций, а также - куда стоит вкладывать деньги. На просьбу редакции откликнулись главный инвестиционный управляющий британской компании FPP Asset Management Джонатан Нейл и руководитель подразделения по управлению локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко.
В июле 2017 года Нацбанк упростил правила игры для украинцев, которые хотят инвестировать в иностранные активы. Теперь за пределы страны можно вкладывать до $50 000. С чего начинать?
Григорий Овчаренко: Законодательство не ограничивает украинцев ни в выборе страны, ни объекта инвестирования. Но открытие счетов или оформление документов может потребовать личного присутствия. Понимание того, можно ли управлять вашими инвестициями находясь в Украине, имеет немаловажное значение при принятии такого решения. Наличие локального офиса или представителя в Украине является предпочтительным.
Еще один серьезный момент – определиться с уровнем вашего восприятия рисков. Ведь желание инвестировать в те же криптовалюты завтра может обернуться фиаско и потерей денег. Как вы к этому отнесетесь?
Также очень важно понять, чего вы ожидаете от своих инвестиций. Необходимо определить сроки инвестирования, возможность и условия досрочного выхода, степень вашего участия в процессе принятия решений, а также расходы, связанные с инвестированием. Только ответив на все эти вопросы, можно определить перечень инструментов, который может быть подходящим для инвестора.
Руководитель подразделения по управлению локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко. Фото: minfin.com.ua
Куда бы Вы посоветовали вкладывать деньги?
Григорий Овчаренко: Прежде чем начать вкладывать в иностранные активы, лучше попробовать инвестировать в Украине. Так можно получить необходимый практический опыт и знания, а также разобраться в особенностях различных инструментов и их характеристик. Ведь теория это одно, а практика – другое. Практический опыт даст понимание, как это все работает.
Направлений для инвестиций много. Существуют фонды с консервативной стратегией: фонды облигаций, денежного рынка и сбалансированные фонды. Если прежний опыт предполагал только размещение денег на депозитах, имеет смысл попробовать инструменты с фиксированной доходностью. Тем более, сейчас замечательная возможность – ставки по ОВГЗ выше, чем ставки по депозитам. Следующим этапом могут стать фонды акций. И уж потом – инвестирование за пределы Украины.
Допустим, инвестор разобрался. Какие практические шаги ему нужно предпринять, чтобы расширить свои возможности и начать вкладывать в иностранные активы?
Григорий Овчаренко: Необходимо получить индивидуальную лицензию НБУ. Для этого нужно предоставить своему банку определенный пакет документов, чтобы он мог запросить электронную лицензию в НБУ. Если у регулятора нет претензий к документам, получение лицензии не отнимет много времени.
Если у инвестора нет достаточной квалификации и опыта, оптимальным вариантом инвестирования являются взаимные фонды (западный аналог наших паевых инвестиционных фондов — «Минфин»). Высокие требования к профессиональным участникам, наличие значительного опыта и развитые рынки капитала предоставляют много возможностей и в достаточной степени защищают инвестора. В любом случае лучше отдавать предпочтение известным компаниям с опытом и репутацией, где работают профессионалы, которым можно довериться. Одним из таких примеров является компания FPP Asset Management - британская компания, специализирующаяся на развивающихся рынках.
Каков принцип работы таких фондов? Как можно в них инвестировать?
Григорий Овчаренко: Механизм работы зарубежных фондов такой же, как и украинских. Он предполагает приобретение ценных бумаг фондов (акции или паи), которые инвестируют в различные категории активов в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо пройти процедуру идентификации и по запросу подтвердить источник происхождения средств. Но, учитывая, что ваш обслуживающий банк в любом случае требует подтверждение вашего дохода, сделать это будет несложно. В некоторых случаях при покупке ценных бумаг фонда возможно использование посредника (брокера или банка), который может предоставить более широкий выбор инвестиционных решений. В таком случае расходы могут вырасти за счет комиссии посредников. Со стоимостью услуг фонда и компаний, которые его обслуживают, стоит ознакомиться заранее.
Квалифицированные инвесторы могут позволить себе более широкий спектр инвестиционных инструментов: акции отдельных эмитентов, торговлю на рынке форекс или товарно-сырьевых рынках, а также фонды с рискованными стратегиями, включая биржевые и хедж фонды.
В зависимости от предпочтений и размера капитала, я бы рекомендовал инвестировать часть средств в консервативные инструменты для сохранения капитала, а часть — в рискованные инструменты для его приумножения.
Джонатан, куда бы Вы посоветовали инвестору вложить $50 000?
Джонатан Нейл: Первое правило — вкладывать деньги, которые не предназначены для ежедневных расходов. Это должна быть сумма, которую инвестор может позволить себе «отложить» на определенное время. Предположим на 7 лет.
Первое, что я скажу: не покупайте гособлигации, деноминированные в иностранной валюте. Сейчас очень сложно заработать на таких бумагах в связи с неадекватными характеристиками доходность/риск в большинстве стран
Второе. Я был бы очень осторожным, вкладывая деньги в фондовые биржи США. Очень долго они показывали хороший результат. Цена активов на биржах очень высока. Я бы не стал сейчас в них инвестировать. Ведь цикл на биржах США мы уже пропустили.
Еще одно предостережение. Технологии и IT стали любимыми секторами инвесторов. Многие крупные технологические компании, такие как Alphabet и Google, «коронованы» на место безусловных лидеров рынка. Общий стереотип: «у вас должны быть акции этих компаний». Все думают, что Amazon вскоре купит все вокруг. Но, по моему мнению, этого не произойдет. Государства не дадут ему это сделать. Социальный эффект плохой.
Поэтому рано или поздно монополии этих компаний будут уничтожены. В них также не стоит инвестировать.
Если не в гособлигации и фондовый рынок США, то куда?
Джонатан Нейл: Мы должны смотреть на самые подавленные рынки, самые «немодные» и самые недорогие. И тут стоит вспомнить о развивающихся странах. Мы видим секторы, которые показывали плохой результат в последние годы. Например, энергетический рынок.
Люди думают, что в мире слишком много нефти и, соответственно, спрос на нее упадет, электрокары заменят традиционные авто. Но это не так. Спрос на нефть очень высокий. Предложение падает. Сейчас акции крупных нефтяных компаний очень дешевые. Потому именно их и нужно скупать.
Например, в Великобритании это BP, Shell. Это крупные компании, которые платят огромные дивиденды. В США – Exxon, Chevron. Канада – Imperial Oil. Эти компании мне нравятся.
Мне также нравится финансовый рынок КНР. Сейчас его можно назвать депрессивным. Люди боятся, что следующий финансовый кризис придет именно из Китая из-за растущей задолженности. Как по мне, это вполне возможно. Но точно не сейчас, так как у Китая есть ресурсы для поглощения финансовых проблем. Да, госкомпании серьезно закредитованы. Но само государство – нет. Более того, финансовые и энергетические компании, торгующиеся на фондовом рынке Китая, вскоре начнут себя чувствовать гораздо лучше.
Китай активно переходит на зеленую энергию. Как вы считаете стоит ли инвестировать в «зеленые» компании?
Джонатан Нейл: Все страны сейчас занимаются этим. Но многие забывают, что лучшие умы также работают над усовершенствованием двигателей на традиционном топливе. Люди продолжат использовать нефть.
Еще одно направление инвестиций — Индия. Эта страна имеет возможности потреблять огромное количество нефти. Сейчас траектория спроса в Индии выглядит также, как и в Китае 50 лет назад. Поэтому, если Индия будет и дальше развиваться, она может прийти к таким же объемам, как и КНР. При этом Индия вообще не производит нефти.
Также я бы инвестировал в Великобританию. Сейчас эта страна находится в депрессии из-за страха по поводу Brexit. Фунт упал. Поэтому я бы инвестировал деньги в ценные бумаги британских компаний, которые торгуются на бирже.
В итоге получается сбалансированная схема: энергетический сектор, Китай, Индия и Британия.
Весь мир обсуждает повышение ключевой ставки ФРС. Как это может повлиять на развитые экономики, и, особенно, на развивающиеся рынки?
Джонатан Нейл: Первое. Доходность гособлигаций вырастет. Если ставки будут расти умеренными темпами, это не вызовет паники на рынках. Но если рынки получат сигнал, что ставки вырастут раньше, сценарий может быть менее благоприятным. В этом случае доходность гособлигаций упадет, фондовые биржи начнет лихорадить. Рынкам не нужен шок.
Базовые ставки Центробанков растут. Регуляторы сокращают программы количественного смягчения. Как это повлияет на рынки?
Джонатан Нейл: Ликвидность по всему миру начнет сокращаться, что не сильно поддержит рынки. В последние два года мы видели рост экономик по всему миру, программы количественного смягчения, но при этом отсутствие инфляции. Рынки этим наслаждались. Но им не понравится следующий период, который принесет сокращение ликвидности, растущую инфляцию и умеренный рост.
Что Вы думаете о криптовалютах? Все называют их «пузырем». Стоит ли инвестировать в этот актив?
Джонатан Нейл: Удачи вам с инвестициями в криптовалюты.
То есть не стоит?
Джонатан Нейл: Как по мне, это не объект инвестиций. Инвестиция – когда кто-либо и что-либо покупает. Я покупаю этот отель, он приносит доход. Это и есть инвестиция. Криптовалюта – это спекуляция. Это нонсенс.
Криптовалюта – пример чрезмерной ликвидности в мире. Это просто новая игрушка.
Беседовал Алексей Рябуха