Чем опасна такая ситуация, в своей колонке на НВ написала директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен. «Минфин» приводит сокращенный текст статьи.
Текст написан в соавторстве с Вахе Варданян, ведущим специалистом финансового сектора Всемирного банка
В 2008 году доля государственных банков в общих банковских активах составляла 11%, что соответствовало общей доле государственных предприятий в ВВП. На сегодня государственные банки контролируют более половины общих банковских активов, хотя доля государства в общем ВВП остается все равно около 11%. Это очень опасный дисбаланс.
Но важнее не размер государственного финансового сектора, а то, как он управляется, а также потенциальные угрозы, которые он представляет для экономики. Действительно, во время финансового кризиса именно качество финансовой регулятивной системы и корпоративного управления определяют темпы восстановления экономики.
В последние годы Национальный банк Украины сделал масштабные шаги для очистки банковского сектора. В частности, был значительно улучшен регулятивный механизм.
Однако, несмотря на эти достижения, структура управления государственных банков, включая роль политиков в назначении членов наблюдательных советов, остается во многом неизменной. Неудивительно, что это привело к политическому влиянию и использованию банков заинтересованными сторонами в своих интересах. Также это обусловило масштабные убытки: на протяжении 2008-2016 годов два банка, которые изначально были созданы как государственные («Ощадбанк» и «Укрэксимбанк»), получили 61,8 млрд. грн. в виде нового капитала и отразили совокупные чистые убытки в объеме 41,3 млрд. грн.
Аналогичным образом можно было предугадать, что кредитование, обусловленное политическим влиянием, также привело к ухудшению анализа кредитного риска. Уровень неработающих кредитов в самых «Ощадбанке» и «Укрэксимбанке» составляет соответственно 64% и 65%. И эта цифра отличается от 43% таких кредитов в негосударственных финучреждениях банковской системы. Можно сделать вывод, что украинцы платят высокую цену вместо получения выгоды от своих государственных банков.
Чтобы государственные банки служили потребностям каждого человека, необходимо работать в двух направлениях.
Во-первых, для обеспечения устойчивого развития банковского сектора и его вовлечения в здоровый процесс финансового посредничества, в государственных банках необходимо ввести новый механизм управления. Основой этого механизма является усиление независимости наблюдательных советов государственных банков для минимизации политического влияния на деятельность банков, что улучшит привлекательность государственных банков для потенциальных инвесторов.
Во-вторых, правительство должно принять решение о роли каждого государственного банка и сделать принципы стратегического реформирования государственного банковского сектора доступными для ознакомления общественности. Эти принципы должны привести к значительному сокращению доли государства в банковской системе, чего можно достичь путем приватизации. Также существует необходимость разработки рекомендаций для всех банков, включая государственные банки, по управлению проблемными активами, а также необходимость создания вторичного рынка проблемных активов. Это поможет банкам избавиться от своих проблемных активов в портфелях и обеспечит новое финансирование для увеличения нового кредитования.
Всемирный банк готов помочь Украине построить эффективную и справедливую финансовую систему, которая будет служить потребностям всего общества, обеспечивая эффективное посредничество в распределении финансов именно по принципу от «многих ко многим», а не от «многих к нескольким». И одной из таких важных реформ является реформирование управления государственных банков. Эта реформа требует усилий и политического компромисса, однако конечная цель, которая заключается в построении современной, конкурентоспособной финансовой системы, обеспечивающей экономике ресурсы для роста, стоит этих усилий.