За три квартала 2017 года с помощью Initial Coin Offering (ICO) стартапы получили уже более миллиарда долларов. Если взглянуть на процент успешных проектов, может показаться, что тысячи инвесторов со всего мира просто отдают свои деньги на реализацию утопических идей малоизвестных команд. И в большинстве случаев это правда.
Но есть проекты, которые тратят полученные миллионы на реальный продукт, и даже добиваются успехов на глобальной арене. Один из таких — инновационная платформа по дистрибуции цифрового контента DECENT. В 2016-м году во время двухнедельного ICO проект собрал более пяти тысяч биткоинов.
Его идея состоит в том, чтобы создать свободную блокчейн-платформу распространения цифрового контента, которая бы не поддавалась цензуре и позволила бы авторам контента зарабатывать деньги, не платя драконовских комиссий дистрибьюторам. Сейчас DECENT создал настраиваемую адаптацию технологии блокчейн — DCore.
Продукт с открытым кодом уже привлек интерес крупных игроков. Во время блокчейн-конференции Unchained в Гонконге в ноябре было объявлено о том, что технологии DECENT будет использовать Dragonfly. Это платформа для игрового контента со 100 миллионами активных пользователей в месяц.
Основатель и генеральный директор DECENT Матей Михалко в эксклюзивном интервью рассказал «Минфину» о том, что такое ICO, как оно происходит на практике, и стоит ли доверять этой форме инвестирования.
Что такое ICO?
Initial Coin Offering — это как IPO. Есть компания, которая хочет выйти на биржу, предложить свои акции всем желающим. Но при ICO она предлагает не акции, а монеты. Разница в том, что у компаний, которые проводят IPO, есть история: сотрудники, денежные потоки, недвижимость, другие активы. У проектов, которые выходят на ICO, ничего этого нет – есть только команда и так называемое White Paper (описание проекта).
И этот проект выходит на ICO, чтобы получить деньги инвесторов. Такой себе краудфандинг. По сути, это децентрализованный Кикстартер (сервис для привлечения средств на инновационные идеи по принципу краудфандинга), только не нужно платить платформе процент от привлеченных средств. ICO работает на блокчейне, и ничем кроме него не регулируется. Суть размещения в том, чтобы сгенерировать уникальную криптовалюту проекта на этой технологии.
А что такое coin?
Это блокчейн-токен, аналог биткоина. При ICO компания размещает на онлайн-бирже эти токены, которые становятся новой криптовалютой. Выходит, что каждое ICO – это создание новой криптовалюты, которая привязана к конкретной компании. Цена такого токена при размещении – это аналог цены акции компании при IPO. Только на бирже акция оценивается, например, в долларах, а при размещении на ICO-площадке – в криптовалюте. Потом все происходит так же, как и на бирже – в зависимости от успехов проекта цена токена, то есть криптовалюты компании, может расти или падать. К примеру, токен DECENT (1 DCT) после размещения в декабре 2016 года стоил $0,11, а теперь колеблется в районе $0,9. В отличие от IPO, где покупка акций делает инвесторов акционером компании, при ICO инвестор получает только новую криптовалюту в децентрализованной системе. Он может рассчитывать только на то, что обменяет ее на другую криптовалюту (например, биткоины) в нужный момент, получив выгоду.
Кто выходит на ICO?
Все началось с технологических стартапов. С ростом популярности ICO появлялись и другие идеи, но хорошие проекты – все связаны с новыми технологиями. Большинство компаний, которые выходят на ICO – из США, Европы и Китая. Ситуация на рынке меняется молниеносно. Если в 2016-м году, когда DECENT выходил на ICO, было до десяти размещений в год, то сейчас в неделю проходит по несколько сотен ICO. Очень много «маленьких» ICO на $100-200 тысяч, особенно в Индии.
Если говорить о хорошей идее, то в среднем сейчас они привлекают $20-30 млн. Эти суммы компании получают в биткоинах. Самый известный проект, который получил средства через ICO, наверное, Ethereum. Это платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, ее валюта сейчас – вторая в рейтинге самых дорогих после биткоина.
Как инвесторы принимают решение?
Есть много ICO-трекеров — это площадки, на которых компании привлекают деньги. Инвесторы мониторят их в поисках интересных проектов. Большинство инвесторов – это простые люди, как на Кикстартере, но на трекерах сидят также инвестиционные фонды. Можно вложить и пять долларов, и десять тысяч. Были случаи, когда инвестфонд вкладывал в проект $5 млн.
Решение принимается на основании White Paper. В нем описана идея проекта на блокчейне, в который предлагается инвестировать. По сути это бизнес-план и техническая программа реализации проекта. Потенциальные инвесторы изучают его, потом могут задавать вопросы представителям компании. Перед размещением создается группа в Slack или Telegram, где все желающие могут пообщаться с командой проекта. Это очень важно, так как хорошо влияет на доверие к стартапу. Сам процесс занимает неделю-две.
Какие гарантии получает инвестор?
Никакие. Это децентрализованная система, которую никто не регулирует. Поэтому очень важно перед инвестированием изучить white paper, а также узнать как можно больше о команде, которая будет реализовывать проект. Еще авторы идеи в своем white paper могут указать milestones — этапы реализации проекта, к успеху которых привязано выделение следующего транша из суммы привлеченных средств. Но, если быть честным, то 90% ICO – это обман, они пропадают, как только они получают деньги.
Тарас Илькив