Как сообщается, на сегодняшний день разработаны законопроект и проект приказа Минфина, направленные на решение данных проблем, в частности:
- для уменьшения случаев приостановления регистрации накладных предприятий реального сектора будет установлен «отсекающий» критерий – налоговая нагрузка на уровне 2-3% (сейчас – 5%) во избежание приостановлений у плательщиков реального сектора;
- руководители главных управлений ГФС будут иметь право в течение 24-х часов после приостановления регистрации самостоятельно восстановить регистрацию на основании критериев «реальности операции», основанных на информации, содержащейся в базах ГФС. Это даст возможность руководителям территориальных органов восстанавливать регистрацию ошибочно приостановленных накладных от плательщиков реального сектора. При этом данная инициатива имеет ограниченные коррупционные риски, поскольку право на разблокировку в течение 24-х часов без представления дополнительных документов не создает инструментов давления на бизнес;
- ГФС будет иметь право на запрос дополнительных документов, с обязательным указанием, какого именно документа не хватило комиссии для принятия решения, чтобы урегулировать вопрос относительно отказов ГФС по заявлениям касательно восстановления регистрации, из-за недостаточного перечня представляемых документов; плательщики, которым было отказано в регистрации налоговой накладной в первые месяцы работы системы и которые находятся в процессе административного или судебного обжалования, смогут повторно обратиться с заявлением о рассмотрении комиссии ГФС ранее представленных документов;
- в форме квитанции будет содержаться информация относительно документов, рекомендуемых представить на рассмотрение комиссии по каждому типу трансакций для уменьшения количества ошибок;
- ГФС будет передано право вносить изменения в критерии рисков по обязательному согласованию с Минфином. Это ускорит процесс внедрения изменений в работу системы.
Минфин совместно с ГФС постоянно мониторят работу системы рисков и вносят необходимые изменения для разрешения возможных недостатков в ее работе. Ранее Минфин совместно с ГФС уже ввели следующие шаги:
1) Утверждены изменения в приказы, которые:
- устранили проблемы аграрного сектора путем автоматической регистрации технологических карт предприятий;
- устранили возможные проблемы добросовестных плательщиков, чья налоговая нагрузка превышает 2%, путем автоматической регистрации технологических карт предприятий;
- реализовали возможность представления технологических карт плательщиками до приостановления регистрации накладных для предупреждения приостановлений в будущем;
- внесли изменения в критерии, которые делают невозможными схемы с искажением показателей рискового состава и схемы с использованием расчетов корректировок и льготных операций и предупреждают формирование фиктивного НДС.
2) Представлен законопроект № 7240, предусматривающий введение принципа «молчаливого согласия» – налоговая накладная автоматически регистрируется в случае нарушения 5-дневного срока рассмотрения заявлений плательщиков;
3) Увеличена численность центрального аппарата ГФС на 150 лиц для оперативной обработки запросов и рассмотрения жалоб относительно приостановления накладных;
4) Инициированы проверки относительно возможных злоупотреблений, совершенных должностными лицами ГФС, повлекших за собой формирование фиктивного НДС.
Минфин также подчеркивает, что для более эффективного противодействия экономическим преступлениям, в т.ч. махинациям с НДС, крайне необходимо создать аналитическую службу финансовых расследований. Создание службы – это стратегическое решение для страны, которое улучшит бизнес-климат и станет одним из важнейших шагов для экономического развития.