Но самое интересное, что как раз те сектора, за счет которых экономика Украины в прошлом очень быстро восстанавливалась после кризиса, — промышленность и сельское хозяйство, сейчас ее тянут ее вниз. Почему так происходит, в своем блоге написал член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. «Минфин» приводит сокращенный текст статьи.
Загадки фундаментальных отраслей
Несмотря на хорошие ценовые тренды на мировых рынках, за 10 месяцев 2017 года промышленное производство в Украине упало на 0,2%, при этом больше всего пострадали добывающая промышленность (-6,3%) и энергетика (-5,9%). В свою очередь, индекс сельхозпродукции снизился за 10 месяцев на 2,3%. Таким образом, две главные отрасли в экономике, которые обеспечивали занятость более чем трети населения, на протяжении всего года находились в упадке, во всяком случае, это показывала официальная статистика. Возникает вопрос: за счет чего тогда обеспечивался прирост ВВП.
Как оказалось, флагманом среди отраслей оставалось строительство. За 10 месяцев 2017 года индекс строительной продукции вырос на 23,4%, при этом жилищное строительство росло с темпом 12,8%, нежилой фонд строился чуть быстрее — 26,6%, а инженерные сооружения — с темпом 28%. Секрета тут никакого нет. Построенные объекты нужно сдавать в эксплуатацию и по теневой бухгалтерии их провести сложнее. Однако тут выплывает интересное противоречие: коммерческая недвижимость и промышленное строительство росли очень быстрыми темпами, в то время как сама промышленность и сельское хозяйство падали.
Второе аномальное явление — это прирост пассажиропотока и грузооборота. За 10 месяцев 2017 года прирост пассажиропотока составил 8%, а грузооборота — 6,9%. Как такое может быть при стагнации на протяжении всего года отраслей, в которых занято более трети населения, понять сложно, да еще и на фоне дикого роста строительства в промышленности при стагнации самой промышленности.
Концепция бюджетного стимулирования и тени
На фоне стагнации промышленности и с/х, а также роста транспорта и строительства в Украине за 10 месяцев 2017 года на 8,2% выросла розничная торговля. Секрет понимания этой, хотя и официальной, но все же аномальной статистики, кроется в структуре занятости населения по отраслям, которая выглядит примерно следующим образом:
- Промышленность 16,1%
- Сельское хозяйство 17,2%
- Строительство 3,9%
- Транспорт и связь 8,3%
- Торговля и общественное питание 8,3%
- Медицина 6,7%
- Образование 12,7%
- Финансы 6,1%
- Аппарат органов управления 6,7%
- Другие отрасли 13,9%
Получается, что в бюджетной сфере было занято примерно столько же населения, сколько и в промышленности с сельским хозяйством, т.е. примерно треть населения. К бюджетникам стоит добавить еще и завидную армию пенсионеров.
Боюсь, мы все стали свидетелями ситуации, когда даже этот слабый экономический рост был спровоцирован увеличением роли государства в экономике, в частности, через повышение минимальной зарплаты, что автоматически повысило доходы бюджетников.
Промышленность и сельское хозяйство на этот бюджетный стимул отреагировали негативно и, судя по противоречивым данным из строительной и транспортной отраслей, промышленность и сельское хозяйство в ответ на ужесточение налогового администрирования уходят в тень.
Кругооборот может выглядеть примерно так: через бюджетное стимулирование деньги попадают в реальный сектор, понятно, что это увеличивает розничную торговлю, часть этого стимулирования уходит в тень реального сектора, а часть идет на потребление импорта. Такую гипотезу подтверждает тот факт, что за 8 месяцев 2017 года импорт в Украине вырос на 27,4%, а экспорт — только на 21,1%.
Читайте также: За девять месяцев экспорт товаров и услуг из Украины вырос на 18,5%
Тайну нашего теневого сектора и очень вероятного прироста занятости в нем приоткрывает сопоставление данных Госслужбы статистики и Госслужбы занятости. Госстат утверждает, что у нас в 2016 году было около 1,6 млн безработных, а в 2017 году стало 1,7 млн безработных, вырос за последние несколько лет и процент безработицы. А вот Госслужба занятости утверждает, что по стоянию на 01.11.2016 в Украине было зарегистрировано 316,2 тыс. безработных, а по состоянию на 01.11.2017 — только 281,9 тыс. человек.
Читайте также: Доходный безвиз: открытая Европа спровоцировала рост зарплат в Украине
Как же так получается, что по данным одной Госслужбы, число безработных растет, а по данным той службы, которая их регистрирует для получения помощи по безработице, падает? Очень сильно сомневаюсь, что уволенные в 2017 году украинцы отказались бы от законной госпомощи. Скорее всего, это сопоставление статистики подтверждает тезис о том, что занятость населения на самом деле растет, но большую часть этого прироста поглощает теневой сектор или экспорт рабочей силы за рубеж, который с безвизом только усилился.