Министерство финансов подготовило законопроект, который, помимо прочего, ограничивает право украинцев на беспошлинный ввоз товаров в международных почтовых и экспресс-отправках. Авторы законопроекта уверяют: граждане не пострадают.
Цель законопроекта — создать условия, при которых будет невыгодно ввозить в страну товар мелкими партиями без таможенного налогообложения для последующей продажи. Однако представители почтово-логистических компаний в опросе, проведенном компанией Ukrainian E-commerce Expert, выражают противоположное мнение — инициатива власти может заблокировать их деятельность и привести к нарушению прав потребителей.
Что предлагает Минфин?
Сейчас законодательство позволяет физическому лицу получать из-за границы без налогообложения посылки на сумму до 150 евро в день. В Минфине предлагают ограничить количество международных отправлений без налогообложения до трех раз в течение месяца. При этом лимит фактурной стоимости в 150 евро сохранится. Таким образом за четвертую и последующие посылки, которые вы получите в течение календарного месяца, придется заплатить 10% пошлины и 20% НДС от стоимости товара.
Власти не против также делегировать операторам почтовой связи и экспресс-перевозчикам всю головную боль и ответственность, связанные с нововведениями: идентификацию граждан, контроль за количеством полученных посылок и уплаченных налогов, сбор налогов в статусе налоговых агентов.
В законопроекте даже наказание предусмотрено. Если оператор почтовой связи и экспресс-перевозчик выдаст отправление без уплаты налогов и идентификации получателя, он будет обязан уплатить налоги вместо него.
Прогнозные последствия
Операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики называют предложенные изменения несовершенными и считают, что они не решат в полной мере проблему «серого» импорта. Наоборот, если парламент поддержит инициативу правительства, деятельность операторов доставки может быть заблокирована и нарушены права потребителей. «Цель изменений - борьба именно с дроблением коммерческой партии товаров. Но авторы законопроекта ограничивают только количество льготных отправлений на адрес конкретного физического лица, без какой-либо дополнительной привязки к характеристикам соответствующих посылок (например, их сходства и т.д.). Представляется, что такой подход является необоснованным и может привести к нарушению прав добросовестных граждан, которые в течение календарного месяца для собственного употребления более трех раз покупают за рубежом различные по своим характеристикам товары — продукты питания, одежду, мелкую бытовую технику и т.д.», — отмечает директор по правовым вопросам группы компаний «Новая почта» Инна Хомич.
Кроме того, по ее словам, для реализации предложенного авторами механизма налогообложения и взимания таможенных платежей при получении международных почтовых и экспресс-отправок, необходимо обеспечить бесперебойный и оперативный обмен информацией в электронном виде между операторами доставки и органами доходов и сборов: направление запроса в таможенный орган, его обработка, формирование ответа и его отправка оператору доставки, получение ответа и его обработка.
«Учитывая неудовлетворительное состояние развития информационных технологий в стране, низкий уровень покрытия Интернетом, нередки случаи сбоев в работе баз данных налоговых органов, есть обоснованные сомнения в возможности обеспечить реализацию предложенного механизма на практике. В таких условиях есть высокая вероятность блокирования процесса обработки и выдачи международных отправок физическим лицам», — подчеркивает Инна Хомич.
В компании «Новая почта» также не разделяют оптимизма авторов законопроекта, которые хотят переложить бремя администрирования и взыскания необходимых таможенных платежей и НДС с налоговых и таможенных органов на почтовых операторов и экспресс-перевозчиков.
«Нам предлагают действовать вслепую. Любые риски неэффективной деятельности и обработки информации органами доходов и сборов, ненадлежащей работы информационной базы данных ГФС, фактически возлагаются на нас. Это обстоятельство может привести к нарушению прав как операторов доставки, так и получателей посылок. Так, при отсутствии ответа от органа доходов и сборов о порядковом номере посылки конкретного физического лица (по любым причинам — не работает база данных, отсутствует Интернет и т.п.), мы будем вынуждены выбирать один из двух вариантов. Либо безосновательно отказывать клиенту в выдаче соответствующей посылки, тем самым нарушая его права как потребителя, за что предусмотрены, соответствующие штрафные санкции, либо платить таможенные платежи за свой счет. Это не добавляет нам оптимизма», — резюмирует директор по правовым вопросам группы компаний «Новая почта».
В компании Meest China, которая доставляет посылки из Поднебесной, уверены, что инициатива Минфина лишит украинцев возможности покупать за границей дешевые товары и продукцию, которая отсутствуют в Украине. «Эту возможность хотят забрать и навязать населению услуги крупных компаний и крупных импортеров, в чьих интересах продавать аналогичный товар на внутреннем рынке гораздо дороже», — отмечает директор по развитию компании Meest China Сергей Сербин.
По его мнению, такие меры отнюдь не станут эффективным инструментом борьбы с теневым импортом. Он прогнозирует значительное сокращение объемов посылок в Украину, поскольку выгоднее будет купить товар, перевозимый через границу нелегально, чем заказывать его из-за границы и платить по 30-35% от его суммы.
«Наша компания вводит сервис склада для консолидации товаров. Если законопроект примут, наши клиенты будут вынуждены изменить формат формирования посылок. Вместо отправки товара со склада в Китае в день поручения, украинцы будут вынуждены хранить товар в ячейке и ждать поступления других товаров. Таким образом пострадают все рядовые граждане Украины, поскольку срок доставки и стоимость хранения возрастут», — уверен он.
В компании считают, что правительство подходит к проблеме не с той стороны. «Надо понимать, что товары, ввозимые в Украину в международных почтовых и экспресс-посылках не являются контрабандой, а ввозятся абсолютно легально. Вместо «защиты» внутреннего рынка, законопроект приведет к увеличению нелегального ввоза в страну товаров. В то же время граждане будут однозначно в проигрыше, поскольку стоимость товаров из-за границы увеличится весьма существенно», — говорит Сергей Сербин.
Большинство посылок из Китая поступает в Украину из Али-экспресса, средний вес таких отправлений 100-200 грамм. Сколько таких посылок надо заказать малому и среднему бизнесу, чтобы обеспечивать коммерческую деятельность? Международные почтовые отправления (МПО) и международные экспресс-отправления (МЭО) коммерчески не привлекательны для малых предпринимателей
Кроме того, по его мнению, таможне банально не хватит кадров для дополнительного контроля за посылками. В результате контроль, а, значит, и дополнительные расходы, будут принудительно навязаны почтово-логистическим компаниям. «Не все компании-перевозчики будут способны внедрить новые требования контроля, и будут вынуждены закрыть это направление бизнеса. Как результат, конкуренция уменьшится, сроки и стоимость доставки возрастут, что, конечно, приведет к увеличению стоимости товаров непосредственно на территории Украины. Граждане будут вынуждены или покупать дорогой товар, или отдавать отправления «серым» компаниям, предоставляя импульс для еще большего развития нелегального импорта. Фактически, данный законопроект может полностью уничтожить рынок международной доставки в Украину», — предостерегает директор по развитию компании Meest China.
В компании Delivery Group законопроект также оценили как такой, что негативно повлияет на отрасль международных почтовых и экспресс-отправок. «Мы ожидаем сокращения количества международных посылок, а также пропорционального роста количества контрабандных товаров, поскольку стоимость товаров, приобретаемых за рубежом, вырастет минимум на 33%. А при необходимости привлечения таможенных брокеров для таможенного оформления товаров, необходимо будет оплатить еще от 10 до 100 долларов США за каждую таможенную декларацию.
Что касается нашей компании, то внедрение предложенных изменений приведет к потере наших инвестиций, сделанных в организацию международных экспресс-отправлений. И приведет к фактическому прекращению деятельности нашей компании в этом направлении», — отметил соучредитель Delivery Group, председатель комитета по транспорту и логистике при ГС «СУП» Андрей Ивасив.
Кто заплатит за банкет?
Таким образом, предложенный Минфином проект изменений в действующие Таможенный и Налоговый кодексы может стать очередной медвежьей услугой для украинцев.
Онлайн-шопинг на иностранных интернет-площадках подорожает, срок доставки и стоимость хранения товаров возрастут. Почтовые операторы и экспресс-перевозчики, получив новые нагрузки от государства и большее поле ответственности, оценят риски и обязательно пересмотрят свои тарифы в сторону повышения.
Возрастет и стоимость товаров внутри страны, ведь предлагаемые изменения сыграют на руку крупным импортерам. Последние уже давно лоббируют снижение лимита беспошлинного ввоза до 22 евро, чтобы сделать онлайн-покупки за рубежом невыгодными.
Также маловероятно, что законопроект способен сломать «серые» схемы импорта. С принятием изменений они просто адаптируются под новую реальность. Не вызывает сомнений лишь то, что украинцы в очередной раз заплатят за все из своего кармана.