Украина занимает 3-е место по количеству людей, создавших компанию с помощью E-резиденции. Почему электронное государство так привлекает украинский бизнес, «Минфину» рассказал IТ-директор правительства Эстонии Сиим Сиккут.

— Как возникла идея E-резиденции, с чего все начиналось?

— После обретения независимости в 1991 году Эстония осознала, что обслуживать небольшое население, которое распределено по большой территории, физически очень сложно. Большой, по европейским меркам, конечно. Ведь Эстония больше Нидерландов или Швейцарии.

Нереально разместить филиал банка в каждом маленьком городке или иметь государственную службу полного цикла в каждой деревне. Поэтому частный и государственный секторы решили рискнуть и разработать цифровые решения и электронные услуги. В результате, спустя 26 лет, цифровая инфраструктура Эстонии стала одной из самых развитых в мире. Здесь цифровая подпись предпочтительнее физической, уплата налогов отнимает всего несколько минут в год, и уже более десяти лет проходят онлайн-выборы.

Когда почти все государственные услуги стали предоставляться через Интернет, пришлось решать еще одну задачу. Государству и частному сектору нужно было знать, кто физически получает доступ к их услугам через компьютер. Поэтому в 2002 году Эстония начала выдавать гражданам и резидентам обязательные удостоверения личности. ID-карточки содержат чип, который позволяет жителям идентифицировать себя, а также аутентифицировать юридические транзакции и цифровое подписание документов.

Внедрение безопасной системы цифровой идентификации и электронных услуг позволили обслуживать не только людей, которые живут в малонаселенных районах страны, но и всю эстонскую диаспору. После этого мы задумались: почему бы не предоставлять электронные услуги и остальным? Включая тех, кто не живет в Эстонии, но нуждается в лучших цифровых решениях, чем те, которые есть у них в стране.

— Когда началась практическая реализация проекта?

— Правительство Эстонии утвердило программу E-резиденции в апреле 2014-го. Ее инициаторами, помимо меня, выступили Таави Котка (занимавший в то время должность IT-директора Эстонской Республики), Рут Аннус (тогда и в настоящее время начальник Отдела миграции и пограничной политики при Министерстве внутренних дел Эстонии).

Буквально через пару месяцев состоялся конкурс бизнес-идей, инициированный Эстонским фондом развития и Стеном Тамкиви, бывшим главой Skype. Во время его проведения было предложено несколько проектов, которые потенциально могли быть глобально привлекательными. Один из них назывался «10 миллионов E-эстонцев» к 2025 году», его представили Таави Котка, Рут Аннус и я. Проект выиграл конкурс и сформировал базу для текущей программы электронного проживания и получил беспрецедентную поддержку со стороны всех политических партий и «зеленый свет» от парламента. Он стартовал с начала декабря 2014 года.

— Какие сложности были при его запуске?

— У нас уже была инфраструктура, необходимая для внедрения E-резиденции. На протяжении многих лет эстонцы регистрировали компании, голосовали онлайн и т. д. Мы просто решили позволить иностранцам делать то же самое. Поскольку все системы действовали изначально для граждан и жителей Эстонии, запуск программы E-резиденции (к примеру, страницы и приложения) потребовал всего нескольких незначительных усилий.

Конечно, мы столкнулись с некоторыми сложностями. Например, в поддержку E-резиденции Эстонии нам пришлось вносить изменения в законодательство. Раньше, хотя регистрация компании была возможна в цифровом виде, E-резиденты все равно должны были приезжать в Эстонию для открытия банковского счёта. После внесения поправок банки получили разрешение дистанционно открывать счета для людей, находящихся за пределами Эстонии.

Хотя тот факт, что это юридически возможно, не означает, что сами банки готовы предложить такую услугу. Им было нелегко согласиться с нашим инновационным предложением. Но они трудились вместе с нами ради преодоления трудностей. К счастью, в этом году в банковской отрасли произошёл прорыв. Фирмы из сферы финансовых технологий стремятся продвигать свои услуги через Интернет и предоставлять сервисы предпринимателям по всему миру. Финская финтех-компания Holvi запустила учетную запись IBAN специально для владельцев компаний-резидентов (предоставление бизнес-банковского счета и кредитной карты в ЕС). И Holvi не требует, чтобы вы посетили Эстонию. Теперь из любой точки мира можно подать заявку на E-резиденцию полностью в электронном виде, а также зарегистрировать свой бизнес и подать заявку на открытие банковского счета либо оформление кредитной карты.

— Насколько популярной стала E-резиденция? Сколько уже насчитывается таких «Е-граждан», есть ли среди них украинцы?

— Заявку на электронный идентификатор E-резиденции подало более 27 000 человек из 151 стран мира. Пользователи системы уже создали более 2300 новых компаний. Еще более 4 300 компаний так или иначе связаны с электронными резидентами (владельцами, членами совета директоров и т. п.).

На сегодняшний день E-резиденцией воспользовались 1600 человек из Украины, которые зарегистрировали 310 компаний. В списке всех стран Украина занимает первое место по числу компаний, созданных электронными резидентами, и 3-е место по количеству людей, получивших E-резиденцию.

— Почему так много украинцев желает получить Е-резиденцию?

— В Украине сложно работать предпринимателям, которые хотят продвигать свои услуги на международном уровне и получить доступ к международным платежным системам (PayPal, Braintree и т. д.). С компанией, зарегистрированной через E-резиденцию, они могут легко обойти эти ограничения.

Электронные резиденты могут в цифровой форме зарегистрировать компанию в течение одного дня и управлять ею из любой точки мира. Они могут подать заявку на открытие банковского счёта или кредитной карты, использовать электронный банкинг, пользоваться услугами международных платёжных систем, декларировать налоги в Эстонии (если нужно), подписывать документы и контракты. Все это можно сделать в цифровой форме и без необходимости нанимать местного руководителя.

Это наиболее функциональная виртуальная бизнес-среда в мире. Пользователи системы становятся частью европейской бизнес-экосистемы, и пользуются согласованными правилами Единого рынка ЕС. Затраты на регистрацию и обслуживание компании достаточно малы: государственная пошлина за регистрацию компании составляет 190 евро, а расценки на услуги по бухгалтерскому учёту в частном секторе стартуют от 60 евро в месяц.

— Какие еще стимулы для роста предпринимательства есть в стране?

— Например, действует нулевая ставка корпоративного налога на реинвестированную прибыль. Бюрократия в стране сведена к минимуму, установлены четкие налоговые рамки. В 2017 году Эстония занимает первые места в ЕС по Индексу экономической свободы (исследование Фонда «Наследие») и по Международному индексу конкурентоспособности налогов в 2017 году (исследование Налогового фонда). В стране очень низкий уровень коррупции и прозрачная бизнес-среда.

— Какие дивиденды принесла реализация проекта Е-резиденции Эстонии?

— Каждая компания, зарегистрированная электронными резидентами, требует предоставления ряда услуг. Например, бухгалтерских, юридических и налоговых консультаций и т. д. Их, вероятнее всего, будут предоставлять эстонские предприятия, от чего они только выиграют, как и экономика Эстонии в целом.

Кроме того, благодаря E-резиденции Эстония получила много положительных отзывов в мировых средствах массовой информации. Это одна из немногих тем, которые подробно и в позитивном ключе освещались в СМИ.

Обратите внимание, что E-резиденция как правительственный стартап все еще находится в стадии бета-тестирования — мы постоянно работаем над улучшением услуг по результатам изучения мнений пользователей.