Основная идея нового налога заключается в том, что прибыль, полученная предприятием, не облагается налогом до тех пор, пока она не выплачивается владельцам в форме дивидендов и приравненных к ним платежей. Фактически произойдет отмена налога на прибыль, существующая пока.
К операциям по выводу капитала предприятий будут относиться такие виды платежей, как получение дивидендов или платежей подобных дивидендов в пользу самих владельцев предприятий или в пользу любых других лиц. При этом, законодатели предлагают приравнивать к этим платежам любые операции с нерезидентами, которые являются связанными.
Налог на выведенный капитал будет делиться на 2 ставки:
- 15% для операций по выводу капитала непосредственно владельцам (дивиденды и другие прямые выплаты в денежной и натуральной форме, даже если они не оформлены как дивиденды);
- 20% для операций, которые приравниваются к выводу капитала для других лиц, кроме владельцев.
При введении таких кардинальных изменений в систему налогообложения, необходимо детально изучать возможные потери, которые может понести бюджет страны.
В 2016 году Украина получила 115 млрд гривен за счет уплаты налогов, к которым относится налог на прибыль и налог на дивиденды. Это довольно значительная сумма в разрезе Государственного бюджета страны.
Следует понимать, что в первый год после введения нового налога, бюджет не получит примерно 35-50 млрд гривен. Однако, налог на выведенный капитал необходимо рассматривать в разрезе значительного промежутка времени.
В этом случае можно посмотреть на нашего не очень отдаленного соседа – Эстонию. В этой стране уже в течение десяти лет работает предложенная схема налогообложения. Сначала действительно наблюдался спад поступлений в сфере получения доходов в государственный бюджет. Однако, через несколько лет доходы в бюджет вернулись на былой уровень. Более того, уровень доходов начал увеличиваться вследствие введения более благоприятного механизма налогообложения. Это повлекло за собой уменьшение операций с нерезидентами из оффшорных зон, поскольку налоговый климат самой Эстонии стал благоприятным для ведения бизнеса.
На самом деле, можно ожидать, что доходы украинских предприятий будут со временем детенизироваться. То есть в случае введения в Украине более благоприятного климата, есть шансы, что доходы по уплате налогов превысят тот объем, который есть сейчас.
Предложенный законопроект имеет положительные стороны, ведь он создает стимулы для деловой и инвестиционной активности. Если посмотреть на пример Эстонии, то принятие таких норм сразу стимулировало увеличение иностранных инвестиций. Кроме того, у предприятий не будет больше необходимости занижать финансовый результат, а значит финансовая отчетность станет более прозрачной и привлекательной для инвесторов.
Учитывая, что полный текст законопроекта в настоящее время отсутствует, невозможно полноценно оценить предложенную реформу. Однако, уже сейчас можно сказать о некоторых пробелах. В законопроекте отсутствуют нормы, которые бы регулировали доначисления налогов, в случае приобретения товаров, работ или услуг по завышенным ценам. Это может повлечь за собой злоупотребления со стороны налогоплательщиков, которые будут таким образом маскировать вывод капитала.
Следовательно, необходимо отметить, что введение налога на выведенный капитал повлечет за собой потери по поступлению средств в Государственный Бюджет Украины. Однако, учитывая международный опыт, наблюдается тенденция по увеличению доходов бюджета через 2-3 года после введения налога на выведенный капитал. Новый налог должен улучшить режим инвестирования и обеспечить прозрачность бизнеса в Украине.