Восходящий е-commerce

У потребителей кардинально меняются шоппинг-привычки (значительна доля m-commerce или покупок через мобильные устройства), растут продажи через соцсети, а также растут требования потребителей к торговцам и предлагаемым ими товарам-услугам, особенно к каналам продаж. Они не готовы к ограничениям по времени и способам покупки, но хотят получать то, что им нужно, здесь и сейчас в формате 24/7.

«Если посмотреть на тренды в поведении потребителей, они давно мобильны и не приемлют никаких границ в поиске информации и услуг», — утверждает Святослав Комаха, гендиректор компании portmone.com. О серьезной миграции из офлайна в онлайн говорит и совладелец «Нова пошта» Вячеслав Климов. «Как только потребителю становится удобно покупать, он покупает больше. Вокруг e-commerce формируется развитая инфраструктура, которая обеспечивает платежные сервисы, логистику и доставку. Как только появляются логистическая и платежная инфраструктуры, начинают развиваться онлайн-проекты разного формата», — поясняет он.

Если проанализировать динамику за последние 3 года, оборот е-commerce в мире ежегодно растет на 15-20%. Согласно данным E-commerce Foundation and National Association за 2016 год, в 2014 году оборот е-commerce составлял $1,9 трлн., в 2015-м – $2,3 трлн., в 2016-м – $2,7 трлн. В абсолютных показателях (по данным European B2C E-commerce Report 2016) в прошлом году рынок е-commerce в Германии составлял €60 млрд., в Нидерландах – €16 млрд., Швейцарии – €6 млрд. Украина серьезно отстает от развитых европейских стран, имея оборот в €1,4 млрд. По прогнозам на 2017 год этот показатель в нашей стране составит €1,6 млрд. (прирост относительно 2016 года обещает составить около 15%). Вместе с тем, динамика роста украинского е-commerce – рекордная: +35% ежегодно.

В разрезе cashless-экономики Украина пока демонстрирует скромные, но растущие показатели. Так, по данным НБУ, за январь-июнь 2017 года доля безналичных платежей с использованием платежных карт в Украине выросла до 38,1% (на начало 2017 года – 35,5%). Общее количество операций с использованием платежных карт, эмитированных украинскими банками, за этот период составило 1,43 млрд. штук, а их объем — более 908 млрд. грн. По сравнению с первым полугодием 2016 года эти показатели выросли соответственно на 23% и 28%.

Украинское общество меняется и неизменно идет в cashless, считает Сергей Францишко, директор по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Молдове, Грузии и странах Центральной Азии. По его словам, раньше украинцы использовали карты преимущественно для снятия зарплат, сегодня же 74% всех транзакций с картами – это безналичные операции, а не снятие наличных со счета. Показательно, что наибольшая доля платежных транзакций по картам происходит именно в онлайн – около 38%. «Эти цифры приближают нас к развитым странам мира. И стоит привести еще одну цифру: наши исследования показывают, что 72% украинцев готовы совершать покупки через мобильный телефон. Для понимания, по прогнозам, в 2020 году, около 40% всех потребительских трат в мире будет совершаться онлайн», — комментирует Сергей Францишко.

В свою очередь, Вячеслав Климов отмечает, что несмотря на рост безналичных показателей и эволюцию сознания, украинская cashless-статистика демонстрирует недоверие к интернету и cashless-платежам. «К сожалению, онлайн-экономика и кэш-экономика – это пока разные планеты. Пока часть украинского е-кома будет сидеть в черном кэше, это будет сдерживать развитие онлайн-экономики», — убежден совладелец «Нова пошта».

Что мешает идти в онлайн

В Украине еще не сформирована cashless-инфраструктура. «Стоит отъехать от Киева на 20 км, сталкиваешься с проблемой оплаты картой. Очищение банковского сектора и уход с рынка многих украинских банков тоже сделали свое дело – доверие людей к банковским учреждениям подорвано. Также отражается низкая финансовая грамотность и низкая покупательная способность населения», — комментирует Вячеслав Климов.

Серьезно мешает и законодательный вакуум, в котором находится e-commerce. Так, Закон «Об электронной коммерции» не отвечает ни на один вопрос о том, как живет e-commerсе. Финтех – также довольно зарегулированная зона. Вспомним пример с несложившимся выходом на украинский рынок PayPal.

Для решения этих проблем важен диалог бизнеса с властью, считают эксперты. «Необходимо давать возможность крупным глобальным игрокам выходить на украинский рынок. Это может означать усиление конкуренции, но в целом эти изменения благотворно скажутся на развитии рынка. Еще важно пропагандировать cashless среди всех категорий населения, включая 50 лет+. Ошибочно считать, что люди старшего поколения не входят в целевую аудиторию e-commerce. На самом деле они готовы пользоваться финтех-инструментами, их просто нужно подучить», считает Вячеслав Климов.

Говоря о развитии cashless, нельзя забывать о важнейшей роли малого и среднего бизнеса (МСБ). «В целом в Украине нет проблем со спросом на онлайн-платежи. В Украине более 30 млн. активных карт, только через наш сервис платят 3-4 млн.карт, и мы не единственный оператор. То есть спрос у населения есть и он растет. Но есть проблема с предложением, с возможностью оплатить. Всего 30-35% бизнесов принимают безналичные платежи, а среди e-commerce этот процент меньше. Ключевая задача — как стимулировать предложение?», — делится Святослав Комаха, гендиректор portmone.com.

Вопрос перехода на безналичные операции для бизнеса измеряется в деньгах и времени. Бизнес рассуждает так: как быстро я могу начать принимать онлайн-платежи и что мне это будет стоить. И здесь огромная проблема.

«Чтобы начать обслуживать нового торговца, мы должны запросить огромное количество бумаг, хотя изначально торговец проходит финмониторинг и идентификацию в банке для открытия счета, а мы можем зачислять средства исключительно на счета в банке. Эта процедура могла бы совершаться разово, а не повторяться каждый раз. Сегодня для нас принятие onboard нового бизнеса занимает несколько недель, из которых самая простая теническая интеграция может занять несколько часов, остальное бумажная волокита, — рассказывает Святослав Комаха.

Еще один важный вопрос, который нужно урегулировать — размер комиссий, которые взимаются с МСБ за онлайн-операции (составляет до 2,5%). Бизнесу нужно дать дополнительные стимулы, которые бы окупали его расходы на переход в безналичную экономику.

О проблеме с переходом в онлайн говорят и представители крупного бизнеса. «Идти в онлайн – большой вызов для бизнеса. Особенно для крупных и государственных компаний. Можно прикрутить онлайн интерфейсы к бизнесу извне и даже увеличить объемы продаж в онлайн – это не сложно. Но если при этом не будет онлайн-культуры и процессов внутри самой компании, то структура с десятками тысяч человек персонала (как в «Укртелекоме») и внутренней бюрократией, не станет современнее. Надо быть онлайн не столько снаружи, сколько внутри своего бизнеса», — комментирует Денис Захаренко, директор по маркетингу и продажам «Укртелекома».

Технические вопросы

Еще одна серьезная проблема — техническая сторона онлайн-продаж. По мнению Сергея Францишко развитие онлайн-платежей, в частности, тормозит сложность процесса оплаты покупок в интернет-магазинах. Так, есть неутешительная статистика, что почти 40% пользователей прерывают покупку в случае, если их просят зарегистрироваться или сделать то, что они уже делали. «97% покупок онлайн с мобильного остаются в корзинах неоплаченными из–за неудобного интерфейса. Возникает вопрос, для чего каждый новый сайт просит пользователя зарегистрировать карту. Эту проблему мы решаем с помощью платформы цифровых кошельков Masterpass, которую в Украине уже используют более 2000 торговцев. К сервису сегодня подключаются крупные платформы, например, Leboutique, portmone.com или сервис покупок билетов «Укрзализниці», а переводы с карты на карту уже можно осуществлять в несколько кликов с помощью Karton.ua», — рассказал директор по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Молдове, Грузии и странах Центральной Азии.

По его мнению, сегодня нет простого лекарства, как построить работающую инфраструктуру на пути Go Online. Нужна синергия, упрощение законодательной базы и технических процедур.

Несмотря на все проблемы, эксперты считают, что развитие технологий будет происходить в геометрической прогрессии, жизнь будет становиться проще благодаря онлайну, и в конце концов мы придем к решениям в один клик для масс-маркета.

Концепция денег устарела…

Сегодня ни одна дискуссия не обходится без обсуждения криптоэкономики и таких прорывных технологий как блокчейн и искусственный интеллект.

Многие считают, что концепция денег устарела. «Современное криптосообщество задается вопросом, почему деньги печатает государство? Почему должна быть инфляционная экономика? И сегодня в качестве альтернативы предлагается криптоэкономика с капитализацией в $100-150 млрд. (оценки меняются в зависимости от рыночной ситуации – Авт.). Все эти факторы нельзя рассматривать отдельно», — убежден председатель венчурного фонда Nextury Ventures Илья Лаурс.

По его мнению, яркая инновация сегодня — это ребята, которые паяют графические чипы в гаражах. «Сегодня в Украине я вижу такие информационные объявления на столбах, и меня это радует, поскольку это говорит о том, что в стране движутся инновации. Сегодня криптовалюты, блокчейн и искусственный интеллект определяют будущее платежей и глобальных экономик. Все, кто быстро это усвоит и начнет использовать, получит огромные бенефиты. Говорить о Go online, не рассматривая данные технологии и явление криптоэкономики, непростительно», — подвел он итог.

Кейт Щеглова, издатель Future magazine в Украине и редактор The Fintech Times в Великобритании