Об этом в своем блоге написал член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. «Минфин» приводит сокращенный вариант статьи.
Недостижимое прошлое
ВВП Украины за 2016 год составил в долларовом эквиваленте $93,27 млрд. Для сравнения в 2008 году ВВП достигал уже $180 млрд., а в 2013 году – $183,3 млрд. То есть плюс 3% в 2013 году это в долларах США совсем не то, что плюс 3% в 2018 году. Максимум прирост ВВП в 2018 году Украине принесет $3 млрд., из которых в бюджет обычно попадает около 15-20%, т.е примерно $0,6 млрд. или 15-16 млрд. грн.
Эти расчеты весьма примерные. Сам премьер-министр Украины оценивает прирост ВВП в 2017 году примерно в 400 млрд. грн. Для меня загадка: откуда он взял такую цифру. Очень может быть, что она правдива, но рассчитывалась не из ВВП в сопоставимых ценах или из ВВП в долларовом эквиваленте, т.е. 400 млрд. грн. может включать в себя эффект от инфляции и подаваться в ценах 2018 года. По моему мнению, в ценах 2016 года мы можем рассчитывать на прирост ВВП не более чем на $3 млрд., что по сегодняшнему курсу составляет около 81 млрд. грн.
Распределение микро-роста
Бюджет 2018 года предполагает, что мы можем перераспределить примерно 80% доходов через Киев, при этом нагрузки на местные бюджеты вырастут. Скорее всего, местные бюджеты будут поддержаны через механизм субсидий и субвенций. Простым языком это означает, что Киев увеличивает зависимость регионов от центра. Финансово мы остаемся унитарной страной, и именно в Киеве готовят пенсионную реформу, решают, сколько платить учителям и медикам, и этим правящая коалиция фактически формирует ожидания электората и может как-то управлять его предпочтениями перед выборами.
Впрочем, управлять особенно нечем. Утвержденный бюджет Пенсионного фонда Украины на 2017 год составляет 284 млрд. грн., из которых почти 142 млрд грн не были подтверждены доходами, т.е. являлись дефицитом. Как видим даже 3% прироста ВВП (даже по версии Гройсмана) проблему дефицита ПФУ в 2018 году не решит, а значит, делить будет просто нечего. Очень вероятно, что в 2018 году правительство будет иметь искушение через инфляционный механизм переделить доходы в пользу социальных выплат. Однако если это и будет происходить, то только под воздействием протестных настроений и желания коалиции остаться у власти. В ценах 2016 года по уровню соцвыплат мы все равно будем находиться где-то в диапазоне 0-10%, без ощутимого прироста благосостояния населения, особенно в бюджетной сфере.
Какие факторы могу изменить картину?
Самый большой по потенциалу фактор, который может поменять социальную картину в стране – успешная приватизация. Нынешним властям просто «кровь из носу» нужна приватизация по сценарию «Криворожстали» – так, чтобы объект или объекты были куплены за несколько миллиардов долларов. Однако таких объектов у страны уже нет. Ситуацию могут смягчить выставленные на продажу облэнерго и еще ряд объектов, но вряд ли они суммарно вольют в бюджет сумму в более чем $4 млрд. сверх уже запланированной.
Вторая по потенциалу статья доходов – это разблокирование квот на украинский экспорт в ЕС. Евросоюз идет Украине навстречу, но очень медленно. Только увеличение квот в 2018 году помогло бы увеличить наш зерновой и прочий агроэкспорт в ЕС еще на $3-4 млрд., однако, вместо расширения квот, мы получили от ЕС анонс антидемпинговых санкций против Украинских металлургов.
Третий компенсатор – это прямые иностранные инвестиции. 100%, что от ПИИ, сделанных в 2018 году, бюджет получит очень формальные суммы. Однако перед нами стоит задача не «содрать с инвестора», а обеспечить прирост рабочих мест. Мы по-прежнему являемся страной с аномальной экономикой, в которой 5-7 млн. трудоспособных граждан не заявляют о своей безработице, но одновременно и не работают внутри страны, так как существенная часть из них выезжают на заработки в ЕС или страны СНГ. В стратегическом понимании данные граждане – это наш главный экономический ресурс, и если правительство обеспечит их конкурентную занятость, то ВВП страны и бюджет Пенсионного Фонда будут совсем иными.
Из всех трех факторов качественного роста самый важный – последний, ибо при приватизации мы продаем то, что создали «наши деды», а делая ставку на экспорт на падающем сырьевом рынке, мы просто будем пытаться вылезти на шею ЕС.
Итак, мы подошли к идее того, что даже если прогноз прироста ВВП на 3% в 2018 году будет реализован в полном объеме – делить от такого прироста будет особенно нечего. Примерно 15% этого роста «попадет» в бюджет, а это всего около 10% нынешнего дефицита ПФУ, т.е. рост социальных выплат будет возможен только за счет перераспределения средств или «инфляционного налога». Все высказанные страхи, конечно, плохо сочетаются с режимом монетарной дисциплины и таргетирования, от которого не намерен отказываться НБУ. Поэтому НБУ и правительству в 2018 году придется искать золотую «инфляционную середину» между тем барьером соцвыплат, который будет угрожать финансовой стабильности, и желаниями политиков простимулировать электорат. Сделать это будет очень сложно.