Теперь главная интрига для миллионов пенсионеров укладывается в лаконичный вопрос «сколько?».
Возрастной барьер
Из-за необходимости проводить пенсионную реформу правительство Гройсмана оказалось между молотом и наковальней. С одной стороны, реформа оставалась ключевым требованием МВФ для Украины, ожидавшей очередной транш кредитора. С другой, такая реформа могла бы похоронить политическую карьеру руководства Кабмина. Так в свое время было с Сергеем Тигипко, который осмелился на проведение пенсионных преобразований. Во многом именно из-за повышения пенсионного возраста для женщин он утратил доверие электората.
Камнем преткновения и в этот раз был пенсионный возраст. МВФ требовал его увеличения, ибо только в этом видел главную возможность уменьшения дефицита Пенсионного фонда. В этом году он нуждается в поддержке госбюджета на сумму 141,3 млрд грн. Это почти половина всех средств, необходимых фонду для осуществления возложенных на него выплат. Согласиться на такое предложение для правительства означало бы серьезные имиджевые потери. К тому же, этот шаг вряд ли помог бы решить проблему дефицитности ПФ. Ведь старение нации – не единственная причина растущего дефицита украинского Пенсионного фонда.
Одна из главных наших проблем – теневая занятость, из-за которой ПФ и приходится просить помощи у госбюджета. По данным Минсоцполитики, из 26,2 млн лиц трудоспособного возраста страховые взносы уплачивает только 10,5 млн. Еще за 1,5 млн ЕСВ платит государство (официально зарегистрированные безработные, женщины, находящиеся в декретном отпуске и т.д.). Таким образом, пенсионным страхованием не охвачено около четверти всех работающих. Тем не менее, при существующей системе, они все же могут претендовать на полноценную пенсию. В результате уже сейчас каждый работающий содержит одного пенсионера. Дальше это соотношение будет только увеличиваться в пользу последних. В свою очередь, это потребует от госбюджета увеличения финансовой поддержки ПФ.
Работай или покупай стаж
Наши переговорщики с МВФ предложили не повышать пенсионный возраст напрямую, а заставить население дольше платить ЕСВ. Сейчас для получения пенсии по старости необходимо иметь 15 лет стажа. С 1 января следующего года, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, потребуется 25 лет страхового стажа (т.е. столько лет нужно платить ЕСВ).
Каждые 12 месяцев требование к размеру страхового стажа будет увеличиваться на 1 год. И в 2028 году, чтобы получить пенсию по возрасту, необходимо будет иметь уже 35 лет страхового стажа.
Если страхового стража не хватает, придется либо работать дальше, либо докупить его (но не более 2-х лет). В 63 года (начиная с 2018-го) пенсия по возрасту будет назначаться при наличии страхового стажа от 15 до 25 лет (к 2028-му — 25 – 35 лет). Правила те же – хочешь полноценную пенсию – работай дальше или докупай стаж. С 1 января 2019 года лицам, у которых страховой стаж насчитывает 15 лет, пенсия по возрасту будет назначаться в 65 лет. Если человек не платил ЕСВ вообще (или меньше 15 лет), в 65 лет он начнет получать государственную социальную помощь в размере 949 грн. Да и то, если государство посчитает, что у претендента нет другой возможности выжить.
Читайте также: Пенсионная реформа: когда и как украинцы смогут выйти на заслуженный отдых
Пенсионный фонд пойдет на поправку
Наши переговорщики представили МВФ расчеты, которые доказывают, что при таких условиях назначения пенсий бюджет Пенсионного фонда практически удастся сбалансировать. При существующих вводных (минимальной зарплате в 3200, ставке ЕСВ 22% и минимальной пенсии на тот момент 1247 грн) за 35 лет работник уплатит 295 680 грн. А когда выйдет на пенсию, из Пенсионного фонда получит 269 352 грн. И кредиторы пошли на попятную.
Хотя страховой стаж был введен только в 2004 году — со вступлением в силу нового Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», все проработанное до этой даты время будет засчитываться, как страховой стаж. Кроме того, если человек сейчас работает на временно оккупированных территориях, а пенсию потом будет оформлять в Украине, он сможет требовать, чтобы годы, проработанные «на врага», также засчитали в страховой стаж. Поскольку у нас все еще действует соглашение «О гарантиях прав граждан – участниц Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». По нему страны-подписанты договорились о взаимном признании трудового стажа.
В следующем году на пенсию будут выходить люди 1958 года рождения. По данным Минсоцполитики, около 90% из них имеют стаж от 25 лет и больше. Это поколение еще успело заработать стаж в советское время, когда о нелегальном трудоустройстве еще никто не знал. Поэтому в следующем году эффект от значительного увеличения страхового стража будет небольшой. Но уже в последующие годы, кода к пенсионному возрасту будут приближаться люди, массово лишавшиеся работы в 90-е, работающие сейчас за границей или в Украине нелегально, законодательная новация начнет работать в помощь Пенсионному фонду.
Кто сохранил пенсионные привилегии
Финансовые проблемы Пенсионного фонда правительство надумало решать и за счет специальных пенсий, регулируемых профильными законами. Эти специальные законы устанавливают особые правила начисления пенсий, дают возможность выходить на пенсию раньше.
Под красивым лозунгом «равные условия начисления пенсий для всех» чиновники предложили отменить все спецпенсии, кроме военных (сюда же относятся и полиция). В результате с 1 января следующего года права выходить на пенсию по выслуге лет (т.е. ранее установленного для всех пенсионного возраста) лишились учителя, медики, социальные работники. Интересно, что в недавно принятом законе «Об образовании» за учителями сохраняется право выхода на досрочную пенсию. Однако заступиться за учителей некому, поэтому о пенсиях за выслугу лет они могут забыть.
Право на досрочную пенсию сохранено для матерей, воспитавших 5 детей или инвалидов с детства (в 50 лет); военных — участников боевых действий (55 лет), лилипутов и диспропорциональных карликов (40/45 лет); артистов (при наличии выслуги от 20 до 35 лет); журналистов, в случае ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в местах чрезвычайных событий; чернобыльцев (со снижением пенсионного возраста). Особые условия назначения пенсий остались для работников вредных производств (шахтеры, химики, металлурги, летный состав и др из Списка №1 и №2).
Специальных условий назначения пенсий лишились госслужащие, научные сотрудники, депутаты. Зато наши славные судьи такое право для себя отстояли, снова заручившись поддержкой Конституционного суда. Под действие общих правил пока будут подпадать прокуроры. Но скорее всего, это продлится недолго. Правила выхода на пенсию для них будут прописаны в отдельном законе, оговаривающем пенсионное обеспечение военных.
Удивляет лишь то, что права на спецпенсии для себя не отстояли депутаты. В результате депутатские пенсии в будущем «похудеют». Например, народный избранник со страховым стажем 30 лет по действующим правилам получит 10 984 грн пенсии, при начислении по новым правилам – только 8 027,24 грн.
Пенсии для упрощенцев
Из ключевых правок, которые вошли в окончательную версию документа, можно выделить следующие. С 1 января 2028 года при наличии 40-летнего (и выше) стажа можно будет выйти на пенсию раньше 60 лет. Многие ли смогут воспользоваться этой привилегией – вопрос риторический. Ведь это означает, что работать нужно уже начинать чуть ли не с 15 лет, чтобы выйти на пенсию еще до 60-ти.
Хорошая новость для предпринимателей: предпринимательская деятельность, которая осуществлялась в период по 31 января 2017 года также будет учитываться в страховой стаж.
Хуже дело обстоит с упрощенцами первой группы, которые сейчас имеют право уплачивать единый взнос в размере 50% минимального страхового взноса. Для них страховой стаж по-прежнему будет засчитываться в пропорциональном размере. Хочешь нормальную пенсию к 60-ти годам – доплачивай до минимально установленной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд или смирись с необходимостью работать вместо 25 лет – 50.
Накопительная система
Чтобы принять пенсионный законопроект, правительству пришлось пойти на уступку активным лоббистам негосударственных пенсионных фондов. В окончательную редакцию была внесена статья, которая оговаривает введение накопительной системы пенсионного страхования с 1 января 2019 года. Эта система предполагает, что часть обязательных пенсионных отчислений с зарплаты работника направляется на его персональный счет. То есть его пенсия будет состоять из двух частей — гарантированной государством суммы (выплачивается за счет средств, которые аккумулирует солидарная система) и средств, накопленных гражданином на своем счету. Как будет работать система, должен определить отдельный закон.
Следующий шаг лоббистов – протащить возможность того, чтобы по желанию владельца счета деньги могли аккумулироваться в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) или в Накопительном фонде Пенсионного фонда Украины (НФ ПФУ). В любом случае, чтобы выполнить требование закона, к 2019-му году в стране должен появиться сколько-нибудь развитый фондовый рынок. Тогда у пенсионных фондов появятся инструменты для вложения привлеченных денег. Также очень важно выстроить четкую систему контроля над пенсионными фондами. В противном случае банкопад, который пережили вкладчики украинских банков, покажется мелочью. Ведь если посыплются пенсионные фонды, миллионы просто останутся без пенсий.
Кому какая прибавка
Вишенкой на торте правительственной пенсионной реформы должно стать осовременивание пенсий. С октября пенсионеры начнут получать пенсии, пересчитанные с учетом нового показателя средней заработной платы — 3 764,4 грн. Очевидно, что самые большие надбавки получат те, чьи пенсии были назначены давно. «Молодым» пенсионерам светят более скромные надбавки. К примеру, в 2007 г при начислении пенсий использовался показатель средней заработной платы 1 197,91 грн — т.е. в три раза меньше, чем сейчас. Правда, и сейчас при расчете будет браться средний размер заработной платы за три последних года. А потому пересчитанные пенсии выйдут меньше, чем, если бы в расчет брался показатель лишь за последний год.
А вот страшилки о том, что от реформы пострадают пенсионеры, которые начнут выходить на пенсию в будущем году, преувеличены. Действительно, процент стоимости года трудового стажа снизился с 1,35 до 1. Но одновоременно с этим новшеством увеличивается средняя заработная плата, которая учитывается при расчете пенсий. Так, если бы реформа не произошла, в следующем году при расчете пенсий за основу брались бы те же 3 764,4 грн. По новым правилам для расчета пенсий в следующем году будет учитываться уже 5266,76 грн. Например, человеку со стажем в 34 года, у которого зарплата вдвое выше средней, по старым правилам было бы начислено в следующем году пенсии 3455,72 грн по новым – 3581,40 грн.