Опыт ЕС и Украины, или почему в некоторых странах авто дешевле

Купить подержанный автомобиль в некоторых странах ЕС дешевле, но нужно учитывать следующее: в ЕС ОЧЕНЬ разные ставки и подходы к плате за регистрацию авто.

Специалистами Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики были подробно проанализированы формы взимания налогов и сборов при регистрации и пользовании авто в ЕС и ряде других стран. Одним из самых показательных является исследование от июля 2012 года «Vehicle taxes in EU countries. How fair is their Calculation?», Которое на конкретных примерах показывает подход стран ЕС. Согласно этому исследованию, плата за регистрацию авто и ежегодный налог при их эксплуатации выглядит следующим образом:

Как видно из этих примеров, подавляющее большинство авто в Украине с иностранной регистрацией завозятся именно из стран ЕС (Литва, Чехия, Словакия и др.), стоимость регистрации минимальна, а ежегодный налог за пользование авто вообще отсутствует.

В Украине фактически также существует аналог налога за регистрацию авто — акциз, при этом отсутствует ежегодный налог на авто. Кроме этого, при импорте из ЕС придется заплатить НДС и импортную пошлину, поскольку мы не является членом ЕС.

В Украине есть два критерия для определения размера акцизов (аналог платы за регистрацию авто): объем двигателя и возраст авто.

Разберем покупку импортного авто на примере машины 2009 года из Германии. Пример этой страны показателен, так как именно там налоги при регистрации авто минимальны, а при использовании — высокие. В связи с этим авто действительно дешевые:

Вот столько оно будет стоить уже после теоретического применения ставок растаможка в Украине:

Розрахункова вартість розмитнення KIA Sportage 2.0 EURO 4 в Україні

Податки

Ставка

Євро

ПДВ

20%

1 856

Мито

10%

400

Акциз

2,441 євро за куб см

4 882

Податок до пенсійного фонду

4%

371

Всього вартість після розмитнення

11 509

Мы видим скачок от 4,000 евро стоимости автомобиля в Германии до 11,509 евро после растаможки и регистрации в Украине. Данное авто старше 5 лет и к нему в Украине применяется повышенная ставка акциза в размере 2,441 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя.

Следует заметить, что в наших ставках акцизного налога есть экстремальные перепады. Так, в случае если бы у того же авто был двигатель объемом 2,3 литра вместо 2,0 литра, то размер акциза вырос бы с 4,882 евро до 11,466 евро. Но если это же авто с двигателем объемом 2,3 литра было младше 5 лет, то размер акциза упал бы до 5,090 евро. А для такого же нового, но более мощного автомобиля, акциз составит лишь 635 евро:

Наряду с размерами акцизов в Украине также действует другое ограничение. Согласно Закону Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» с 1 января 2016 года запрещено ввозить на территорию Украины автомобили ниже стандарта евро-5 (то есть не старше 2010 года). Поэтому даже при условии, что акциз будет уплачен, поставить на регистрацию вышеописанное авто стандарта Евро-4 в Украине будет просто невозможно.

Схемы, благодаря которым автомобили попали в Украину

Есть два основных пути. 

Резидент Украины, используя пробелы в Таможенном Кодексе, ввозит авто на транзитных условиях. Для жителей приграничных территорий, которые часто работают за рубежом — это выход, ведь они каждые 5-10 дней должны пересекать границу для выполнения требований законодательства.

Но статистика свидетельствует, что срок пребывания такого авто на территории Украины значительно длиннее. Тогда в силу вступают поддельные документы о болезни водителя или неисправности автомобиля. Конечно же, таможенник и пограничник может в это не поверить, и тогда ситуация решается с помощью взятки. Есть и еще один вариант — уплатить штраф. Но быть нарушителем и коррупционером в данном случае для обычного человека дешевле. 

Второй путь — найти резидента европейской страны, оформить авто на него, и за определенную плату он ввезет авто на территорию Украины. Эта схема сложнее в реализации, но удобнее по факту — ведь срок больше, несмотря на возможность уплаты штрафа за нецелевое использование авто. Но здесь есть немало проблем для самих граждан. Очень легко, не разобравшись, попасть в тупик.

Сейчас по официальной информации таможенных органов более 65 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией находятся на территории Украины благодаря использованию дыр в таможенных процедурах или их нарушению.

Какие основные проблемы следует решить

Первой и основной проблемой является безопасность на дорогах. Ежегодно в Украине погибает около 5 тыс. человек на дорогах. Еще больше травмируется. В Украине смертность на дорогах составляет 13,5 погибших на 100 тыс. населения. Для сравнения: этот показатель составляет с 4,3 в Германии, 6,1 — в Чехии или 7,0 — в Эстонии. И это при значительно меньшей насыщенности авто в Украине! Поэтому очень критично, чтобы за рулем авто всегда были люди, у которых отсутствует опция «просто бросить авто и убежать в случае ДТП».

Вторая производная проблема — здоровье граждан. Загрязненный воздух реально вредит населению, особенно в городах. Украина является 74 страной по количеству машин на душу населения. В США насыщенность авто ровно в 4 раза больше и страна прекрасно функционирует. 

Третья проблема — это правовая защищенность собственности на авто, в том числе и тех, которые уже приобрели по вышеописанным схемам.

Четвертая — наполнение государственного бюджета. Те несколько миллиардов гривен, которые дают нам средства от регистрации авто. Это небольшая цифра в общем бюджете, но сумма все же существенная.

Пятая, но не менее важная проблема — это, собственно, доступность авто. Автомобиль — это не только средство комфорта, но и ежедневного заработка для миллионов. 

Что недавно было сделано Верховной Радой 

В 2016 году был принят закон «О внесении изменения в подраздел 5 раздела XX Переходных положений «Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств» № 1389-VIII. Он разрешил ввоз авто по льготным ставкам акциза. Но эти автомобили, согласно закону, не могут быть произведены раньше 2010 года.

В 2017 году мы также приняли изменения в статью 2 Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств». Ими мы отложили на два года введение обязательности стандарта Евро-6 до 1 января 2020 года.

Кроме того, принятие этого закона по сути продлило возможность применения до 31 декабря 2018 года льготных (сниженных до 28 раз) ставок акцизного налога на легковые транспортные средства стандарта Евро-5.

Мы надеялись, что принятие данных мер позволит существенно снизить уровень проблем. Очевидно, что нужно сделать больше.

Необходимо искать компромисс

Как видим, такого выхода чтобы удовлетворить всех на 100% — нет. Все стороны должны уступить в чем-то, и чем-то довольно серьезном. Так, владельцы авто на еврономерах должны смириться с тем, что для безопасности на дорогах необходимо принять жесткие меры по закрытию действующих схем ввоза. Владельцы бизнесов по ввозу этих авто должны будут искать новые способы заработка.

С другой стороны, нам необходимо реформировать действующую систему ставок акцизного налога на авто. По моему мнению, такая система должна быть более сбалансированной, иметь меньшие перепады в ставках и сделать авто более доступными. Целесообразно ввести систему, при которой базовые ставки акцизов будут устанавливаться в зависимости от вида транспортного средства и типа двигателя, и к ним применять повышающие коэффициенты в зависимости от объема двигателя и возраста транспортного средства. Такая система должна привести к снижению ставок акцизного налога.

Требования о запрете регистрации транспортных средств, не соответствующих экологическим стандартам, можно либерализовать, сохранив их только для новых авто.

Также, по моему мнению, Кабинету Министров Украины следует разработать вместе с автомобилестроительной отраслью новые подходы по развитию отечественного автомобилестроения. Старые, очевидно, не работают.