Об этом сообщает пресс-служба Гоструда в Черкасской области.
Как сообщается, неофициальное трудоустройство – острая проблема как для Черкасской области, так и для Украины в целом. На сегодняшний день достаточно много случаев, когда работники предприятий, учреждений, организаций работают без оформления трудовых отношений и получают заработную плату в «конверте».
Не имея трудового договора, наемным работникам отстоять свои права достаточно сложно. Стремление сэкономить на уплате налогов приводит к тому, что наемный работник теряет минимальные государственные гарантии, является социально незащищенным, – говорится в сообщении.
Специалисты ведомства акцентировали внимание на основных недостатках и рисках «незадекларированного» труда для работников:
- в случае конфликта с работодателем есть риск не получить заработную плату или получить существенно меньше без всякой причины;
- незадекларированный работник теряет социальные гарантии, например, в случае сокращения;
- в случае неофициального трудоустройства работодатель не оплатит больничный;
- работодатель не оплатит отпуск, то есть неоформленный работник может не получить так называемые «отпускные выплаты»;
- отсутствуют гарантии, связанные с обучением, беременностью, рождением ребенка;
- при неофициальном трудоустройстве в случае несчастного случая с работником недобросовестный работодатель избегает ответственности.
Трудовые споры работников с неоформленными трудовыми отношениями (выполнения ими работы без заключения трудового договора), рассматриваются непосредственно в районных, районных в городе, городских или городских районных судах.
Поэтому, если вы считаете свои права нарушенными, для их восстановления имеете полное право обратиться в суд.
В случае установления трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы, принимается решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде.
Такая выплата производится без учета фактически выплаченной заработной платы, и начисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) за установленный период работы.
Кроме того, при подтверждении фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта) и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ, НДФЛ и военного сбора – на работодателя накладываются финансовые санкции. Такие санкции составляют тридцатикратный размер минимальной заработной платы (МЗП), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (ст. 265 КЗоТ).
В 2017 году тридцатикратный размер МЗП составляет 96 тыс. грн (3200 х 30).
От себя добавим, что такой штраф может быть наложен государственной инспекцией по вопросам труда и без проведения проверки. Основанием может послужить решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время.
Кроме того, юридические лица и физические лица – предприниматели (ФЛП), использующие наемный труд, также несут ответственность в виде штрафа в случае:
- оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии – в трьохкратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году – 9,6 тыс. грн);
- выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ – в трьохкратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году – 9,6 тыс. грн);
- нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплаты их не в полном объеме;
- несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда – в десятикратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (в 2017 году – 32 тыс. грн);
- несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации» – в десятикратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (в 2017 году – 32 тыс. грн);
- недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении – в трьохкратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году – 9,6 тыс. грн);
- недопуска к проведению проверки по вопросам фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, создания препятствий в ее проведении – в 100-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году – 320 тыс. грн);
- нарушения других требований трудового законодательства – в размере одной МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2017 году – 3,2 тыс. грн).