Об этом говорится в заявлении-предупреждении о возможных рисках, которые несет законопроект о модификации системы остановки регистрации налоговых накладных, разработанный Комитетом. Текст приводим дословно.

Как сообщает Минфин, на этой неделе уже публиковался отчет по работе системы мониторинга рисков по НДС. Это система, которая работает как неотъемлемая часть процесса автоматического возмещения НДС, благодаря которому с апреля плательщикам уже возмещено 50,6 млрд грн.

Вместе эти два процесса предупреждают миллиардные схемы по хищению НДС (перепродажа НДС) и неправомерные возмещения, обеспечивают регулярные и полноценные возмещения НДС честным плательщикам и вообще имеют целью установление равных и прозрачных правил игры в налоговой сфере. Автоматическое возмещение НДС не может существовать отдельно от системы остановки налоговых накладных.

Система мониторинга прошла этап внедрения и сейчас ее работа постоянно мониторится Минфином совместно с ГФС на предмет возможных недостатков, что позволяет их устранять и оперативно реагировать на возможные вызовы. Можно утверждать, что на данном этапе Система мониторинга рисков с НДС работает стабильно и эффективно.

В то же время, мы наблюдаем попытки Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики существенно изменить систему именно на этапе, когда она уже полноценно работает и становится очевидным, что она действительно эффективно противодействует формированию фиктивного НДС и обеспечивает возможность регулярного возмещения НДС в автоматическом режиме. Существенная модификация или отмены действующей системы станет настоящим облегчением для схемщиков, которые сейчас ищут пути обхода и махинаций с НДС.

15 сентября, на сайте Верховной Рады был опубликован разработанный Комитетом проект Закона «О внесении изменений в подраздел 2 раздела ХХ» Переходные положения «Налогового кодекса Украины относительно остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных», которым предлагается якобы «продолжение тестового режима» работы системы.

Хотя под этим сомнительным предлогом предлагается узаконить процедуру ручной блокировки накладных при желании руководителя региональной ГФС. Во-первых, нелогично предложение возвращение к тестовому режиму, когда система уже полноценно и эффективно работает. Во-вторых, предлагаемый проект закона не предусматривает продолжение тестового режима остановки налоговых накладных, а предлагает введение принципиально новой системы реальной остановки налоговых накладных, которая содержит большие коррупционные риски.

Проанализировав риски, которые несет в себе проект Закона, мы видим такие последствия его возможного принятия:

Те, кто сейчас не подпадают под риски, потенциально начнут подпадать под критерии риска. Утверждение критериев на уровне ГФС – это потенциальный риск для злоупотреблений с критериями и нарушения принципа несоединенные функций контроля и формирования политики в одном органе, создает конфликт интересов. Согласно действующей процедуры, перечень критериев согласовываются с Государственной регуляторной службой и Министерством юстиции.

Создается параллельный механизм, который имеет большие коррупционные риски, чем когда региональная налоговая «по собственному желанию» может остановить налоговую накладную. Председатели региональных налоговых, несмотря на критерии риска, будут иметь право останавливать налоговые накладные. Далее, эти же главы налоговых вольны принимать решение о возобновлении регистрации. Создается механизм, который несет значительные коррупционные риски.

Возобновляется практика снятия налогового кредита «по цепочке контрагентов» и ответственность перекладывается на покупателя. Налоговые накладные, которые попали под критерии риска и реальность которых не была подтверждена областными комиссиями ГФС, теряют право на безусловный налоговый кредит. ГФС имеет право снять налоговый кредит у покупателя или его контрагентов или отказать в возмещении НДС на эти суммы.

Те, кто сейчас получают возмещение НДС в автоматическом режиме, потенциально будут лишены такой возможности.

Предлагаемый алгоритм работы системы остановки можно посмотреть в презентации.

Стоит отметить, что, согласно показаниям мониторинга эффективности системы, потребности в ее отмене или, тем более, в таком «улучшении» нет.

В результате работы Системы мониторинга НДС

  • Объем фиктивного НДС уменьшился почти в 10 раз по сравнению с показателями начала года.
  • Положительная динамика повышения начислений по НДС за счет детенизации экономики.

За 2 месяца работы системы уже:

  • Процент остановленных налоговых накладных уменьшился в 4,5 раза и составляет всего 0,3% от общего количества накладных
  • Настроена работа как внутри ГФС, так и с плательщиками — по состоянию на сентябрь, отсутствуют случаи нарушения сроков рассмотрения комиссией ГФС сообщений от плательщиков
  • Количество новых предприятий, подпадающих под критерии риска, стремительно падает за счет учета от предприятий реального сектора «технологических таблиц», которые предприятия могут подать во избежание повторной остановки налоговой накладной
  • ГФС уже учтено более 12 тыс. таблиц, предоставляемых налогоплательщиками
  • МФУ уже наработан и отправлен на согласование перечень изменений, который максимально выведут из системы реальные предприятия и, особенно, с/х отрасль сразу после реализации инициативы.

Министерство финансов открыто к профессиональной дискуссии и призывает к обсуждению инициативы Комитета и возможных рисков ее имплементации перед решением о целесообразности принятия соответствующего законопроекта.

Схема аналіз законопроекту from MinfinDocs