Замглавы НБУ также рассказал о состоянии межбанковского валютного рынка, курсе гривны, международных резервах, и сотрудничестве с МВФ. «Минфин» выбрал главное из монетарной пресс-конференции.
Учетная ставка
НБУ сохранил учетную ставку на уровне 12,5%. Причина — необходимость вернуть инфляцию к целевой траектории.
Мы ожидаем, что в этом году инфляция будет снижаться медленней, чем предполагалось в июльском прогнозе в 8,1% +/- 2 п.п. на конец 2017 года. Более того усилились риски большего инфляционного давления в среднесрочной перспективе. Один из таких рисков – спрос. Потребление, которое и так растет за счет повышения зарплат, может получить дополнительный стимул за счет увеличения бюджетных и пенсионных выплат.
Повышение минимальной зарплаты (правительство планирует повысить минималку до 3700 грн в 2018 году — «Минфин») также может усилить инфляционное давление за счет расходов на оплату труда. Так как это может отобразится на себестоимости, особенно в сфере услуг.
Сдержанная монетарная политика должна поддержать улучшение инфляционных ожиданий и снижение инфляции к целевому показателю в 7 +/-2 п.п. во втором квартале 2018 года.
Национальный банк может удерживать учетную ставку на нынешнем уровне, пока не будет четкого сигнала о нивелировании инфляционных рисков. Правление НБУ уверено, что ценовая стабильность – залог устойчивого экономического роста. Смягчение монетарной политики возможно только при устойчивом ослаблении инфляционных рисков и улучшении ожиданий.
Это станет возможным при условии продолжения сотрудничества с МВФ, что предусматривает структурные реформы, а также проведения взвешенной фискальной политики. В противном случае НБУ может вернуться к ужесточению монетарной политики и повышению учетной ставки.
Инфляция
В августе инфляция продолжила расти и в годовом измерении ее показатель достиг 16,2%. В месячном исчислении индекс потребительских цен снизился на 0,1%. Это произошло благодаря сезонному снижению цен на плодоовощные товары, одежду и обувь.
Фактическая инфляция в годовом измерении превысила целевые показатели Нацбанка. Произошло это из-за более быстрых, чем ожидалось, темпов роста цен на сырые продукты питания и табачные изделия. К этому привел повышенный спрос, и неблагоприятные погодные условия весной, из-за которых подорожали фрукты на 20% и овощи на 23% в годовом исчислении.
Табачные изделия, из-за проблем с поставками, подорожали на 42% в годовом исчислении.
Значительные объемы экспорта мясных и молочных продуктов привели к их подорожанию на 32% и 29%, соответственно.
Индекс базовой инфляции вырос в августе на 0,2% в месячном исчислении и на 7,8% в годовом. В результате уровень базовой инфляции незначительно превысил прогнозы НБУ. Произошло это из-за вторичных эффектов от подорожания мясных и молочных продуктов.
Другой фактор – рост производственных расходов, в том числе, на оплату труда. Это, в первую очередь, отобразилось в ценах на услуги.
Согласно прогнозу НБУ, инфляция к концу года замедлится. Прежде всего, благодаря высокой базе сравнения прошлого года и угасанию «сюрпризных эффектов» на рынке пищевых продуктов.
Ожидания
Инфляционные ожидания как профессиональных экспертов, так и населения, улучшаются. В целом уровень ожиданий находится на историческом минимуме – 7,2% и 10%, соответственно.
С другой стороны, более быстрый рост цен может привести к ухудшению инфляционных ожиданий, которые улучшались последние два года.
Валюта
В предыдущие месяцы гривна укреплялась против доллара благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре для товаров экспорта. Курсовые ожидания стимулировали население активно продавать наличную валюту. В конце августа – начале сентября курс гривны снова ослаб.
По оценкам НБУ, этому способствовали временные факторы: бизнес получил значительную сумму возмещения НДС, что обеспечило его гривневой ликвидностью и позволило уменьшить объемы продажи валюты.
Также усилился спрос на валюту, в том числе, и из-за выплаты дивидендов («дочками иностранных компаний — »Минфин"). Кроме этого сработал и психологический фактор: на поведение экономических агентов давит опыт предыдущих лет, когда на валютном рынке наблюдалась умеренная сезонность.
Несмотря на это, внешняя ценовая конъюнктура для товаров экспорта, остается благоприятной. Украинская сталь на мировых рынках сейчас дороже на 57%, железная руда — на 29%, а пшеница — на 10%, чем в прошлом году. Благодаря таким ценам горно-металлургические и аграрные компании обеспечили около 80% среднедневных объемов продаж иностранной валюты.
Мы не разделяем мнения о том, что гривна будет девальвировать осенью. Действительно, на валютном рынке всегда присутствовал фактор сезонности. Но применение плавающего курсообразования, развитие валютного рынка и проведение реформ в других секторах экономики уменьшат влияние фактора сезонности.
Уже сейчас традиционные осенние факторы играют значительно меньшую роль. Например, Нафтогаз имеет достаточно валютных поступлений и не давит на рынок крупными разовыми закупками. Минфин возмещает компаниям НДС уже более-менее равномерно, а не одноразовыми выплатами в конце месяца. Более того, осень – время крупных поступлений валюты от продаж нового урожая.
Интервенции
Нацбанк присутствует на валютном рынке на случай серьезных колебаний курса. В конце августа из-за превышения спроса на валюту над предложением на межбанке, НБУ продал валюты на $51 млн. С начала сентября чистая продажа валюты достигла около $100 млн. Мы и дальше готовы помогать рынку искать равновесие с помощью валютных интервенций, если его будут разбалансировать временные факторы.
Инвестиции в ОВГЗ
Валютные ОВГЗ покупают не только госбанки, но также банки и компании, у которых есть валютная ликвидность. Сегодня ликвидность банковской системы в иностранной валюте — $4,5 млрд. Активы государственных банков составляют около 53% от общего объема активов банковской системы. Поэтому государственные банки имеют самую большую ликвидность.
Мы поддерживаем политику Министерства финансов, направленную на замещение заимствований в иностранной валюте заимствованиями в локальной валюте. Потому что сегодня долг в иностранной валюте превышает 70% от общего государственного долга. Это один из самых больших рисков, который мы имеем. Поэтому задача Министерства финансов — развивать рынок государственных обязательств. Прежде всего — в локальной валюте.
На сегодня нерезиденты купили государственные обязательства Украины в местной валюте на сумму примерно 2,2 млрд грн (в эквиваленте). На некоторые из этих обязательств были выпущены деривативы (credit linked notes (CLN)). Их покупают инвесторы, которые сейчас не имеют доступа на локальный рынок государственных обязательств. Сейчас инфраструктура действительно не позволяет инвесторам, заинтересованным в покупке локальных бондов, сделать это быстро и дешево. Покупка нот — не очень дешевая процедура, но она быстрая.
Мы ведем работу с глобальными депозитариями. Но мы подписали договор о неразглашении. Поэтому я не имею права говорить, на какой стадии мы находимся. Надеемся, что в следующем году инвесторы будут иметь доступ к нашему рынку гособязательств через инфраструктуру глобальных депозитариев.
Золотовалютные резервы
На 1 сентября международные резервы Украины превышали $18 млрд. Они уменьшились с начала месяца за счет выплаты $500 млн по обязательствам по евробондам. Еще около $100 млн мы потратили на сглаживание колебаний на валютном рынке. В этом году мы ожидаем плановые платежи по госдолгу на сумму около $800 млн, основная часть — это выплата процентов. В это же время мы сохраняем наш прогноз роста золотовалютных резервов до конца года до $20 млрд. В эту сумму входит получение транша от МВФ в размере $2 млрд и 600 млрд евро от Еврокомиссии. Мы также ожидаем, что запланированное размещение суверенных еврооблигаций окажет положительное влияние на резервы. Но мы пока не можем прогнозировать, какая сумма будет привлечена на этом рынке.
Дивиденды
Мы сохраняем наш прогноз по выплате дивидендов на уровне $1,4 млрд к концу года. По состоянию на сегодня «дочерними структурами иностранных компаний — »Минфин") было репатриировано дивидендов на $1,1 млрд. Это соответствует нашим прогнозам.
МВФ
Получение транша от МВФ в этом году возможно при условии выполнения Украиной всех обязательств, которые она на себя взяла. Их все знают — это проведение пенсионной реформы, приватизации, антикоррупционных инициатив и т.д. Если эти условия будут выполнены, у нас есть все шансы получить $2 млрд от МВФ, которые у нас запланированы в прогнозе. Эта сумма пойдет на пополнение международных валютных резервов Украины.