На этой неделе на рынок еврооблигаций выйдет Таджикистан. Сделает дебютный выпуск еврооблигаций. Очень хороший рынок. Надо этим пользоваться. Таджикистан может привлечь деньги дешевле, чем под 8%.
А Украина может опоздать на этот хороший рынок. Потому что операция по выпуску еврооблигаций в этот раз нуждается в принятии специального закона в Верховной Раде. А депутаты проголосовали только с десятой попытки, и то после личной просьбы премьер-министра.
Итак, что же будет делать Украина на рынке в этот раз? И почему понадобился специальный закон.
Минфин планирует сделать выпуск еврооблигаций. Но в этот раз это будет не просто новый выпуск, а сложная операция по управлению государственным долгом. Минфин будет выкупать часть коротких бумаг, при этом размещая длинный выпуск. Деньги на выкуп генерируются за счет привлечения от размещения длинных еврооблигаций. Фактически, многие инвесторы просто обменяют свои короткие еврооблигации Украины на длинные бумаги. Это стандартная практика, которую уже применяли и украинские эмитенты еврооблигаций. В частности, первым так рефинансировал свои долги Мироновский Хлебопродукт.
Читайте также: Рейтинги Украины: рядом с Венесуэлой и Белизом
Как именно будет проходить сделка еще не ясно. Пока остается неопределенным, будет ли Минфин выкупать только долги с погашением в 2019 году, или и 2019 году и 2020 году. Скорее всего, второй вариант. Пока остается непонятным, какой длины будет новый выпуск. Слухи на рынке ходят и про 10-и летнюю бумагу и про выпуск длинной 15 лет. Очевидно, ответы на эти вопросы будут получены при коммуникациях с инвесторами во время роад-шоу, которое должно начаться в ближайшее время. Там же правительство поймет и объем спроса, на который ориентировочно можно рассчитывать. Не исключено, что общий объем сделки может превысить $2,0-2,5 млрд. Это позволит, в идеальном варианте, выкупить с рынка по $1 млрд., как с 2019 года погашения, так и с 2020 года. Одновременно, украинская кривая доходности получит хорошую ликвидную бумагу на длинном конце.
Почему такая операция стала необходима? Дело в том, что 2019 и 2020 год – это пиковые года по долговой нагрузке. А любой финансист понимает, что это риски. Только объем еврооблигаций, который предстоит погасить в каждый из этих годов, составляет порядка $1,8 млрд. При этом, это только часть нагрузки. Которая в 2019 году составляет порядка $7,5 млрд. В том числе погашения кредитов МВФ и квазисувернные долги (долг государственных компаний).
Почему стал необходим такой закон? Дело в том, что сейчас украинские государственные еврооблигации торгуются выше своей номинальной стоимости. Т е Минфину надо будет выкупать долги выше номинала. И это грозит не только криками «зрада» от тех, кто мало понимает в рынке, но и было не урегулировано до сих пор в налогообложении.
Но зрады нет. Государство действительно выкупает свои долги выше номинала. Это необходимо. На момент реструктуризации оценка уровня рисков Украины был гораздо выше, чем сейчас. Соответственно, доходность, установленная на украинские еврооблигации после реструктуризации были существенно выше, чем текущие доходности. Это привело к росту стоимости украинских еврооблигаций. Но выплаты по обслуживанию, купонные платежи, которые проводит государство остались на прежнем уровне. Мы по-прежнему платим высокую цену. Теоретически, вы могли бы сказать, что государство могло бы часть привлеченных средств просто положить на депозит и погасить по номиналу в 2019 году. Но эта логика не учитывает, что долларовые ставки по депозитам в надежных банках Европы и США сейчас находятся около нуля. А обслуживание долга до погашения было бы для Украины гораздо более дорогим удовольствием, чем предстоящая переплата. В итоге, операция является экономически обоснованной. Одновременно, мы проведем крайне важную операцию по удлинению нашего долга. На данный момент ставки в мире очень низкие. И в будущем они будут расти. В итоге, фиксация низких ставок для Украины на длительный период также является правильным решением. Но главное в этой операции это именно рефинансирование долга и управление этим самым долгом, снижение риска 2019 года. Это стандартная рыночная операция, которую проводят как корпоративные заемщики, так и государства.
И немножко дегтя. Возвращение на рынок существенно снижает нашу зависимость от МВФ. А значит и желание делать реформы. И это безусловный минус. Хорошо, что рыночные условия напрямую зависят от нашего сотрудничества с МВФ. И пока мы не пройдем пиковые периоды нагрузки 2019-2020 гг забыть про МВФ не получится.